В том числе — готовую бизнес-модель на основе ноу-хау, понятную операционную систему и поддержку, способную вытянуть новичка. Как это выглядит на практике, рассказывают участники рынка

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в 2025 году в стране работает 3 ТЫС. 860 франшиз. Но лишь около трети из них полностью соответствуют требованиям к этому виду бизнеса, а именно — передают партнеру качественную бизнес-модель, помогают ее запустить и эксплуатировать. Лучшие, да и просто хорошие франшизы можно определить по тому, что они включают в свой франчайзинговый пакет.

Инструкция под ключ

«В ретейле идеальный франчайзинговый пакет — это инструкция по запуску бизнеса «под ключ», без сбоев, потерь и вечного изобретения велосипеда. Он должен не просто обучать — он должен за руку доводить до первой выручки», — говорит директор по франчайзингу компании Smoking Shop Карим Ибятов. «Франчайзинговый пакет должен нести реальную ценность, а иначе за что платит франчайзи», — согласен Максим Недякин, бывший совладелец франшизы Spar и член совета директоров «Уютерры».

Ноу-хау, лежащее в основе франшизы, по закону должно отвечать двум основным требованиям: быть уникальным и конфиденциальным, подчеркивает партнер «Совет Лигал» Артем Гарден. То есть никакого «копипаста с просторов интернета».

На практике это значит: франчайзи должен получить договор лицензии товарного знака или концессии с четким юридическим оформлением, полный набор брендбука и дизайн-гайдов, технологические карты, обучающие курсы для владельца и персонала, доступ к маркетинговым материалам и понятный регламент запуска, уточняет Ибятов.

«Четкие и подробные инструкции по запуску и ведению бизнеса — это must have качественной франшизы и обязательный элемент франч-пакета», — согласна соосновательница сети студий балета и растяжки Levita Ксения Гуфранова.

Необходимо еще и подключение к системе централизованных закупок и работающей IT-инфраструктуре (CRM, логистика, дашборды), чтобы франчайзи не пришлось собирать все с нуля, продолжает Ибятов. И главное — у франчайзера должна быть служба поддержки, которая действительно отвечает, а не «ставит в очередь». Именно это отличает сильную франшизу от папки с PDF-файлами, говорит он.

Если еще конкретнее, продолжает он, то внутри пакета торговой франшизы должен быть полный комплект юридических документов, дизайн-проекты зала и фасада торговой точки, SKU-лист и товарная матрица с рекомендованными объемами закупок, маркетинговый план-минимум на первые три месяца, скрипты продаж и подборки KPI для персонала.

Доступ к централизованной системе закупок, отлаженная логистика и поддержка по вопросам касс, маркировки, СБИС, если требуется — ЕГАИС, это не бонус, это обязательные элементы франшизы, продолжает Ибятов. И, конечно, нужна внутренняя CRM с аналитикой, в которой партнер видит, что продается, что зависает и что надо докрутить — в режиме реального времени.

«Если в пакете всего этого нет — это не франшиза. Это аренда вывески», — категорично замечает Ибятов.

Армия за спиной

Договор коммерческой концессии, зарегистрированный товарный знак, четкие регламенты работы бизнеса, обучение как собственника, так и каждого сотрудника, а также ясная ценовая и продуктовая политики — это база хорошей франшизы, отмечает директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service  Татьяна Овчинникова. В идеальном пакете будет уже не только удобная и современная обучающая платформа, но и долгосрочная HR-стратегия компании, объясняет она. А еще — собственное мобильное приложение, которое отличает тебя от конкурентов, дает неоспоримые преимущества.

«По сути, в идеальном франч-пакете должно быть множество централизованных сервисов, которые снимают нагрузку с партнера и позволяют бизнесу развиваться быстрее. Все, что не может сделать одна точка, но может глобальная компания», — объясняет Овчинникова. Это собственный IT-отдел, который разрабатывает приложение для клиентов под задачи партнера, сильный отдел маркетинга, который отвечает за федеральные кампании, за стратегию в целом, HR-департамент, который централизованно анализирует и определяет оптимальную вилку зарплат, проводит аттестации сотрудников, внедряет новые механики.

Поэтому очень важно, чтобы франшиза открывала партнеру доступ к своим главным подрядчикам и стратегическим партнерам, которые помогают бизнесу централизованно и на особых условиях, добавляет Овчинникова.

Еще одно отличие идеального пакета от стандартного — наличие отработанных, уникальных бизнес-инструментов, ноу-хау на случай просадки в бизнесе. То есть идеальная франшиза знает, как действовать, если на рынке или на конкретной точке что-то идет не так, полагает Гуфранова.

У новичка и серийного предпринимателя будут немного разные требования к «начинке» франшизы, отмечает Мария Гребенюк, руководитель направления B2B маркетинга сети туристических агентств «Слетать.ру». Для новичка идеальная франшиза — это школа с гарантированным доходом после выпуска, объясняет она. Поэтому ему, например, нужно помочь выбрать, что лучше — ИП или ООО, объяснить, как их открыть, рассказать про налоговые режимы, организацию бухгалтерии, раскрыть все другие азы бизнеса, говорит Гребенюк. В идеальной франшизе для новичков должны максимально ясно и доступно объясняться все понятия, метрики и процессы, которые понадобятся в ежедневной работе, согласна Гуфранова.

В то же время опытному предпринимателю нужна «армия за спиной» — ресурс большой компании, который усилит самостоятельного игрока, продолжает Гребенюк. Идеальное франчайзинговое предложение должно решать боль любого партнера, уверена она.

«Можно сравнить со смартфоном: ты купил франшизу, а в ней уже есть все приложения для бизнеса, управление настроено и отлажено», — заключает Овчинникова.

Обучение и контроль

Франчайзинговый пакет сам по себе — это только половина успеха, а вторая половина — это вовлеченные люди, менторы, которые заинтересованы в развитии бизнеса и правильном применении успешного опыта других партнеров, считает руководитель отдела проектов и инноваций сети школ программирования «Алгоритмика» Сергей Евтеев.

Новому партнеру обязательно нужны бизнес-консультации на этапе запуска и регулярный аудит, объясняет он. Соосновательница Levita c ним согласна: например, недостаточно просто подключить франчайзи к CRM-системе, нужно, чтобы франшиза учила каждого партнера работать с ней, а также контролировала правильность использования цифровых помощников.

Бизнес делают люди, поэтому во франшизе должно быть и доскональное обучение по формированию команды, подбору людей, управлению, а также контроль за этими процессами, продолжает Гуфранова. «Ведь многие люди не знают, как увольнять, как мотивировать, как удерживать персонал и где его искать. А в идеальной франшизе это не только обучение, но и целый HR-отдел, который частично берет на себя задачи по найму, обучению и работе с командами на местах», — говорит она. 

Овчинникова называет еще одно важное свойство идеального франчайзингового пакета: он должен постоянно дорабатываться, улучшаться, дополняться: «Меняется рынок, развиваются технологии, появляются новые запросы предпринимателей — на все это важно реагировать и совершенствовать наполнение франчайзингового предложения». Франчайзинговый пакет должен быть не статичной «папкой», а живым продуктом, который обновляется вместе с рынком, согласен гендиректор компании «Франч Брокер» Булат Гилязов. Идеально, если во всем этом участвует франчайзи — тогда он будет чувствовать себя частью команды, а не просто покупателем лицензии, добавляет бизнесмен.

Хорошо, если у франшизы есть сильное сообщество партнеров, которое позволяет франчайзи быстро получить ответ на любой вопрос от более опытного коллеги, говорит Евтеев.

«Лучшие практики очень важны, потому что даже самый правильный и прокачанный франчайзинговый пакет быстро устаревает, в маркетинге то, что работало месяц назад, сегодня может уже не работать», — объясняет он. Активное комьюнити партнеров (у «Алгоритмики» в нем 200 предпринимателей) повышает скорость обмена опытом и помогает эффективнее обновлять материалы в франчайзинговом пакете — а это залог успешного старта и развития бизнеса, подчеркивает Евтеев.

Соболева Галина
Автор: Ульяна Позднякова, Вера Колерова
Последние публикации автора


Никита
Никита Прохоренко
30.10.2025
Как управленческий учёт спасает маркетинг от хаоса
Без цифр бизнес слеп. Управленческий учёт — это рентген, который показывает, где компания ...
Соболева Галина
Анастасия Виноградова
9:24
Как кризис меняет цифровые привычки специалистов и их подписки
Сервис по оплате зарубежных подписок в рублях GetPayAll провел исследование о том, как мен...
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная «Потолкуем?»
21.11.2025
Русский язык, который ушёл в горы
Россия как сеть языковых миров, где Урал показан как отдельная языковая вселенная, влияюща...
Валерия
Елена Путренкова, директор по персоналу маркетингового агентства Demis Group
15.09.2025
Как построить систему мотивации для зумеров
Эксперт маркетингового агентства Demis Group объяснила, что важно для зумеров на работе, и...
Соболева Галина
Дарья Коржова
17.09.2025
OpenAI анонсировала запуск ChatGPT с родительским контролем для подростков
В конце сентября OpenAI запустит специальную версию ChatGPT с родительским контролем для п...
Соболева Галина
Андрей Злобин
19.09.2025
На бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге будут выпускать автомобили Senat
Выпуск автомобилей на бывшем заводе Toyota в Шушарах под Санкт-Петербургом перезапустят в ...
Никита
Никита Прохоренко
20.10.2025
Что заставляет людей покупать и как это использовать в маркетинге
Большинство компаний всё ещё продают характеристики, хотя люди покупают эмоции. Истории, а...
Соболева Галина
Смирнова Ольга
12.10.2025
В России появился страховой продукт для защиты управляющих личными фондами
Управление личными фондами связано с высокими юридическими и финансовыми рисками.
Никита
Никита Прохоренко
19.11.2025
Трафик есть, заявок нет: что на самом деле мешает лендингу конвертировать
Вот вариант в более деловом, строгом стиле: Можно увеличивать рекламные вложения, но без ...
Соболева Галина
Елена Рузлева
15.09.2025
Ставка поддержала: когда рубль снова начнет падать
На прошлой неделе рубль, который, казалось, завис на уровне 80 за доллар, начал снижаться...