В последние три года эти сроки не регулировались, и пациентам приходилось ждать, когда лекарство появится, порой непредсказуемо долго, а в некоторых случаях — заново выписывать рецепт. Теперь, согласно новому приказу Минздрава, аптека обязана предоставить товар в течение трех, десяти или 30 дней — в зависимости от ситуации. Также документ впервые закрепил за аптеками право обмениваться препаратами. Forbes Healthcare разобрался, как новые правила отразятся на работе аптек и доступности лекарств
С 1 сентября 2025 года аптеки обязаны выдавать в четко заданные сроки рецептурные лекарства, которых не оказалось на полке, когда клиент пришел за ними в торговую точку. Согласно приказу Минздрава России №100н, у обычного рецепта предельный срок составляет десять рабочих дней, а у рецепта с пометкой cito (лат. cito — «срочно») он сокращен до трех рабочих дней. Если при этом потребуется отдельная закупка, предоставить товар нужно в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты обращения. При поступлении препарата аптека обязана в течение одного рабочего дня уведомить об этом пациента.
Ориентиром для отсчета времени является дата первого обращения в аптеку — она должна быть занесена в журнал учета, а при работе с электронными льготными рецептами ключевые события дополнительно должны фиксироваться в государственной информационной системе (ГИС). После этого льготный электронный рецепт может быть передан в другую аптеку того же региона — тоже с обязательной записью в ГИС. Такой отпуск лекарств впервые прописан именно в новом приказе. В предыдущей версии документа, регулирующего сроки выдачи рецептурных препаратов, — №1093н — электронные рецепты допускались, но обмен между аптеками не регламентировался. А начиная с 2022 года, сроки выдачи препаратов, которых не оказалось в аптеке, не были прописаны.
Эксперты, с которыми поговорил Forbes Healthcare, в целом поддерживают новый порядок, но предупреждают, что его эффект зависит от нескольких факторов. Во-первых, от IT-готовности регионов: стабильной работы ГИС, корректного обмена данными между аптеками, единых процедур обмена и обучения персонала. Кроме того, формулировки нового приказа позволяют аптеке отнести заказ к сценарию «до 30 рабочих дней» даже если у нее есть возможность предоставить препарат быстрее. Важен и такой нюанс — аптеки могут отказаться делиться пациентами с конкурирующими торговыми точками.
Прозрачность для пациента
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев видит в новом порядке практическую пользу для пациентов: «Учет отсроченных рецептов с пометками в спецжурнале, фиксированными сроками доставки и информирование пациентов усилит контроль за льготным лекарственным обеспечением, повысив прозрачность процесса. Пациенты будут чувствовать себя увереннее, зная, что их рецепты учтены и приняты в работу, а в случае задержки смогут доказать сам факт и сроки переданного в аптеку документа». По словам эксперта, введение более жесткого контроля будет стимулировать аптечные сети дисциплинированно вести журналы учета и давать обратную связь пациентам, ожидающим поступления препаратов, а власти — эффективнее планировать закупки и распределять льготные лекарства по аптечным сетям.
Жулев напомнил, что с сентября 2022 года перестал действовать приказ Минздрава №1093н, в котором были закреплены предельные сроки отсроченного обслуживания, и с тех пор применялась общая норма — отпуск в пределах срока действия рецепта. «Тогда отмена десятидневного срока реализации рецептов затронула многих россиян, которые имеют право на льготные препараты. Это миллионы пациентов с различными диагнозами — от диабета до ревматологии. Особо остро проблема ощущалась в регионах, где местные власти часто закрывали глаза на жалобы, считая, что отсутствие установленного срока означает отсутствие ответственности», — добавил эксперт.
Из-за этого, продолжил Жулев, «многие аптеки перестали фиксировать отсроченные рецепты и информировать людей о появлении необходимых медикаментов. А из-за ограниченного срока действия рецепта пациентам приходилось повторно обращаться за ним в медицинские организации, что для многих проблематично. «Больше всего пострадали льготники — они лишены возможности выбирать аптеку. Рецепт нельзя отнести в любую ближайшую аптеку, ведь перечень учреждений, предоставляющих медикаменты по льготе, строго ограничен. Для многих пациентов с хроническими заболеваниями покупка лекарств за свой счет — значительная статья расходов», — пояснил он.
Введенный с 1 сентября учет с пометками в спецжурнале, фиксированными сроками доставки и информированием пациентов усилит контроль за льготным лекарственным обеспечением, уверен Жулев. Пациенты в случае задержки смогут доказать сам факт и сроки переданного в аптеку документа. По его словам, более жесткие правила в целом будут стимулировать аптечные сети дисциплинированно вести журналы и взаимодействовать с пациентами, а власти — эффективнее планировать закупочные процедуры и распределять льготные лекарства по аптечным сетям.
В то же время управляющий директор маркетинговой компании Mar consult Анастасия Голуб обращает внимание на уязвимость новой процедуры отпуска именно для пациента, так как решение о длительной отсрочке принимает аптека. Она может «необоснованно отнести рецепт к тридцатидневному сценарию закупки», и при этом пациенту доказать обратное будет сложно — формально сеть уложится в установленный срок. Журнал и записи в ГИС фиксируют дату обращения, постановку на обслуживание, уведомление и отпуск, но не показывают, могла ли аптека обеспечить более быстрый отпуск, в том числе через обмен с другой точкой или сетью.
Также Голуб обращает внимание на коллизию с «длинными» поставками: бывают ситуации, когда уложиться в 30 рабочих дней физически невозможно (например, при ограничениях поставок из-за санкций). «Возможны ситуации, когда лекарство объективно невозможно закупить и доставить за 30 дней. В этом случае приказ ставит аптеку в безвыходное положение: она будет виновата по формальным признакам. Остается вопрос, как будут рассматриваться подобные случаи», — говорит эксперт.
Цифровое неравенство
Кроме того, после введения новых требований проблемой может стать цифровая составляющая — из-за недостаточной или вовсе отсутствующей интеграции ГИС и аптечных цифровых систем в регионах, полагает заместитель директора Ассоциации независимых аптек Елена Соколова. «Межаптечный оборот электронных льготных рецептов внутри региона станет настоящим прорывом, но для его реализации требуется безупречная работа региональной ГИС в реальном времени и готовность аптек оперативно работать с чужими рецептами», — пояснила она Forbes Healthcare.
Со стороны аптек выполнение новых правил потребует пересмотра договоров с дистрибьюторами и включения в них жестких сроков поставки, особенно для рецептов с пометкой «срочно», а также внедрения автоматизированных систем контроля за сроками, подчеркивает Соколова. В конечном счете, считает она, успех зависит от слаженной работы всех звеньев: аптек, настраивающих свои процессы, дистрибьюторов, обеспечивающих оперативность, и властей, создающих инфраструктуру для обмена данными. И тогда пациент действительно сможет получать препарат в заявленные сроки.
По оценкам маркетинговой компании Mar consult, обмен между аптеками может сократить время ожидания товара, но только в сетях, где действует цифровая система и налажен обмен данными. «Межаптечный отпуск по электронным льготным рецептам внутри региона реально ускорит получение лекарства: если раньше пациент был привязан к одной аптеке, теперь первая аптека может снять рецепт с обслуживания, а вторая — отпустить препарат, фиксируя в ГИС. Это может сократить время на несколько дней в сетях, где есть обмен», — отмечает Анастасия Голуб. Однако существенным барьером, по ее словам, может стать отсутствие мотивации у коммерческих аптек, которые не объединены одной сетью, «делиться» пациентами, так как передача льготного рецепта «означает потерю выручки и прибыли».
Наладить такой обмен лекарствами готовы не все регионы, так как остается нерешенным вопрос технической готовности аптек. «Теперь аптекам нужны интеграция с региональной ГИС для обмена данными в реальном времени, единые протоколы API для сетей аптек, обучение персонала по процедуре снятия и передачи рецепта, мониторинг статуса в ГИС. В регионах со слабой цифровизацией ускорение будет минимальным, но в целом это, конечно, повысит гибкость», — считает Голуб. Кроме того, при интеграции разных IT-систем — региональной ГИС и софта аптечных сетей — могут возникнуть проблемы с совместимостью, скоростью обмена данными, безопасностью и конфиденциальностью данных пациентов, подчеркнула эксперт. В целом внедрение и поддержка IT-решений там, где раньше их не было, — это значительные затраты.
Таким образом, новый приказ «создает цифровое неравенство между крупными сетями и малым аптечным бизнесом», заключила исполнительный директор Mar consult.