Джорджо Армани (Фото Vittorio Zunino Celotto / Getty Images)

«Неутомимый, он работал до последних дней», — отмечается в официальном заявлении. О том, как эта неутомимость позволила дизайнеру переопределить само понятие моды, создать империю и войти в список Forbes, вспоминает Николай Усков

Джорджо Армани — родоначальник современной моды. Он пришел в индустрию после главных катаклизмов XX века: двух мировых войн, многочисленных диктатур, крушения колониализма, либеральных протестов 1968 года, сотрясавших Европу от Парижа до Праги. Ему выпало жить в относительно благополучную эпоху победного шествия среднего класса.

Именно лавинообразный рост потребления превратил модельера в одного из самых богатых людей планеты — результат, который до него было бы трудно представить в этом ремесле. $12,1 млрд — такова оценка его состояния Forbes на сегодняшний день. Понимая, что мода — нечто преходящее и суетливое, Армани всегда был про стиль. Этот фокус позволил ему первым выйти за пределы дизайна одежды. Стиль — это все, включая книги, которые лежат у вас на кофейном столике, сам столик и половые доски, на котором он стоит. Кафе, рестораны, гостиницы, шоколад, косметика, парфюмы, виллы, яхты, мебель, самолеты — он смело захватывал все, создавая новаторские прецеденты в самых разных бытовых мирах, которым потом будут подражать остальные. 

Люди, для которых работал Армани, мечтали не о сотрясении основ сущего, не о классовой войне или былой славе империй, а о личном успехе, выраженном в красоте, стиле и богатстве. Потом для этого поколения придумают имена вроде «бумеров» или «яппи» — хищных, эгоистичных, уверенных в себе прагматиков. На самом деле это были люди, которые просто разочаровались в «больших» идеях и хотели жить для себя. Растущие доходы, по крайней мере на Западе, позволяли этим мечтам сбыться. Армани довольно быстро, уже в 1970–1980 годах, нашел свою формулу успеха и почти никогда не отступал от нее. Его стиль — сочетание несочетаемого: свобода и строгость, секс и сдержанность, глобализм и европейский аристократизм. За что бы он ни брался, он всегда был про простоту линий и высочайшее качество — будь то вечернее платье, флакон духов, диван или лампа. 

Многим критикам стиль Армани иногда казался скучным и однообразным. Возможно. Но это было всегда невероятно красиво, как красив был сам Армани, словно время было не властно не только над его миром, но и над его телом. Последний раз я видел его бредущим к своему дому в миланской Брере. Он был все так же поджар, пожалуй, немного медлителен — это было пару лет назад. Я почему-то особенно запомнил его кроссовки на массивных белых платформах. Седой, как всегда загорелый, с ослепительно голубыми и по-прежнему острыми глазами Армани ничего не упускал и тогда. Едва ли он помнил меня отчетливо, хотя мы встречались почти регулярно много лет подряд. Но он виделся с десятками редакторов со всего мира. И, кстати, был со всеми всегда очень учтив и внимателен так, как будто твое дежурное splendido и meraviglioso (итал. великолепно, чудесно. — Forbes) были развернутыми содержательными рецензиями. В этот раз все повторилось. У нас был small talk на моем не очень разнообразном итальянском — Армани почти не говорил по-английски, впрочем, мой итальянский был немногим лучше. Весь разговор был про планы, про коллекции, проекты. Попрощавшись и наблюдая, как он входит во внутренний двор своего палаццо, почтительно приветствуемый охраной, я подумал, что, наверное, так и надо жить, если, конечно, доведется достичь таких лет. Идти из офиса домой пешком в кроссовках на толстой белой подошве, по дороге рекламировать свой бизнес случайному прохожему редактору из далекой страны и в финале улыбнуться так, чтобы эту улыбку я уже никогда не смог забыть.

Соболева Галина
Автор: Николай Усков
Последние публикации автора


Редакция портала: i@tala.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная «Потолкуем?»
28.11.2025
Как выиграть спор, даже если аргументов ноль
Почему побеждают не факты, а умение говорить, и как использовать речь, образность и импров...
Валерия
Елена Путренкова, директор по персоналу маркетингового агентства Demis Group
15.09.2025
Как построить систему мотивации для зумеров
Эксперт маркетингового агентства Demis Group объяснила, что важно для зумеров на работе, и...
Крипак Павел
Крипак Павел
22.10.2025
Формула роста для бизнеса: кейс «Море Эмоций»
Как маркетинг смог поднять выручку компании на 44%.
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная «Потолкуем?»
20.11.2025
Откуда у южан такая живая речь
Как южный характер проявляется в речи, интонациях, жестах и внутреннем монологе, и что из ...
Соболева Галина
Татьяна Романова
22.09.2025
Разрушители устоев: как маркетплейсы победили ретейл и что им угрожает теперь
Возникшие 20 лет назад на дешевых складах и в частных квартирах цифровые платформы сегодня...
Соболева Галина
Мария Перевощикова
03.10.2025
Бизнес предложил властям вариант регулирования квазиналоговых платежей
Торгово-промышленная палата предложила вариант для регулирования так называемых квазиналог...
Соболева Галина
Ангелина Кречетова
9:18
Крупные банки России стали активно обнулять лимиты по кредитным картам
Россияне начали массово жаловаться на обнуление банками лимитов по кредитным картам.
Соболева Галина
Бахтина Юлия, Финансовый университет при Правительстве РФ
15.08.2025
Эффект недели: Эффект Рингельмана (социальная леность)
Каждую неделю на канале «Командология» разбираем ключевые эффекты в управлении командами и...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
18.08.2025
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил проработать меры оживления спроса на жилье
Власти хотят разморозить банковские резервы для оживления ипотеки.
Соболева Галина
Наталья Пацева, Мария Чуманова
22.09.2025
Скрытые риски: о чем стоит помнить реальным собственникам и номинальным директорам
Доверенные лица владельцев бизнеса — зачастую друзья, члены семьи и сотрудники — нередко с...