Фото Herman Bezuidenhout / Unsplash

Если в 2024 году почти треть из них предпочитала не рассматривать такие вакансии, то в 2025-м — только 5%. Тем не менее кадровый голод остается проблемой для франчайзи. Рассказываем, что помогает им находить и удерживать персонал

Только 5% соискателей работы не готовы рассматривать вакансии в компаниях-франчайзи, показал опрос, проведенный в августе 2025 года платформой онлайн-рекрутинга hh.ru для «Forbes Франшиз». Год назад такой позиции придерживались 32% респондентов, что эксперты ресурса связывали с негативными стереотипами о работе во франчайзинговом бизнесе, а также с желанием трудиться в независимых организациях. С тех пор мнение сотрудников о франшизах заметно улучшилось, что связано с развитием рынка и выходом на него крупных брендов, полагают эксперты.

В исследовании hh.ru участвовало 1767 респондентов, находящихся в поиске работы, вопросы задавались о рынке франшизы в целом, без фокусировки на отдельных сегментах.

Как выяснилось, 7% респондентов уже работают или работали в компаниях-франчайзи, 62% готовы к этому, а 26% не определились с позицией. Больше всего желающих сотрудничать с франчайзинговыми сетями среди молодежи — этот вариант готовы рассмотреть 65% респондентов в возрасте 18–24 лет, и только 3% — принципиально против. Критичнее всего к такой бизнес-модели настроены представители старшего поколения, в возрасте от 55 лет. Среди них к работе на франчайзи готовы только 37%, 8% не будут это обсуждать, а 52% — на определись с позицией, следует из данных hh.ru.

Почему они отказываются

Большинство соискателей, не желающих рассматривать вакансии во франчайзинговых компаниях, отмечают, что их пугает двойное подчинение — возможные конфликты между требованиями головной компании и владельца франчайзинговой точки. Это отметили 28% респондентов hh.ru. Еще 27% опасаются двойных KPI, 25% не нравится зависимость от локального предпринимателя-франчайзи, столько же соискателей думают, что их заплата и бонусы могут оказаться ниже, чем у владельца бренда, а 23% считают, что у франчайзи будут проблемы с соблюдением Трудового кодекса.

Многие франчайзеры признают, что на практике у части соискателей вакансии во франшизах до сих пор вызывают сомнения. Франчайзинговые компании действительно чаще и острее сталкиваются с кадровым голодом, чем независимые бизнесы или корпорации, считает Ксения Степанова, HR-директор платформы по управлению персоналом Skillaz. «Особенно это заметно в таких сферах, как общественное питание, розничная торговля и бытовые услуги — именно там сосредоточена большая часть франчайзинговых точек». Высокая текучесть, сезонный характер работы, перегруженность персонала, сравнительно низкая зарплата и тяжелые условия труда — вот что делает франшизу менее привлекательной для сотрудников, говорит Степанова. При этом владельцы франшиз, особенно начинающие, часто не могут предложить тех же условий, что и крупные корпорации: ни по уровню компенсаций, ни по возможностям для обучения и развития, добавляет она.

По мнению Алексея Зацепилина, сооснователя сети кофеен «Зацепи кофе», во франчайзинговых и любых сетевых проектах выше стандарты, больше ответственности для сотрудников, внутреннего контроля, регулярных проверок, прослушек и оценок качества сервиса. Именно это вызывает отторжение у части потенциальных сотрудников, считает он: «Я получаю хорошие деньги, но должен делать вот это и еще вот это? В другой кофейне меньше требований».

Кроме того, продолжает Зацепилин, многое зависит от масштаба и уровня управления в конкретной франчайзинговой сети. Так, в небольших франшизах люди не всегда видят перспективу, а ведь она очень важна. «В наших собственных точках, а их больше десяти, выстроена вертикаль, и линейный персонал активно растет — от бариста до управляющего и территориального директора. Есть и случаи, когда бывшие бариста стали партнерами в бизнесе», — рассказывает он. 

В сети турагентств «Слетать.ру» согласны, что некоторых сотрудников могут отпугивать очень жесткие требования сетевого бизнеса. Поэтому компания дает возможность предпринимателям-франчайзи во многом самостоятельно организовывать рабочие процессы, адаптируя их под свой регион и своих клиентов в рамках стандартов сети, говорит Мария Гребенюк, руководитель направления b2b маркетинга «Слетать.ру». «У нас не такие жесткие единые правила для всех», — отмечает она.

Конкуренция за кадры в целом растет, скорость набора падает, а зарплатный фонд у компаний увеличивается, напоминает руководитель отдела проектов и инноваций сети школ программирования «Алгоритмика» Сергей Евтеев. «Юнит-экономика франчайзинговых точек часто не позволяет платить высокие оклады, поэтому многие предложения не кажутся кандидатам привлекательными на фоне других направлений. В этих условиях франчайзи ищут альтернативные подходы к подбору, например используют «мультитаскеров» – сотрудников, которые выполняют несколько функций одновременно», — рассказывает он.

Сотрудники франчайзингового бизнеса работают не напрямую с головной компанией, а с локальными франчайзи, и это может влиять на восприятие бренда и стабильности работодателя, считает основатель франшизы и сети образовательных центров «Полиглотики» и «Футуриум» Елена Иванова: «Некоторые соискатели действительно относятся к франшизам с осторожностью — например, из-за опасений, что локальный владелец бизнеса может быть менее надежным, чем крупная корпорация. Однако это во многом зависит от репутации самой франчайзинговой сети».

Иногда опасения оправданны: если партнер не умеет или не хочет выстраивать коммуникацию с сотрудниками, то в итоге сталкивается с массовыми увольнениями буквально за один день, рассказывает Зацепилин. «Это уже не вопрос рынка труда, это вопрос управленческой культуры. Сейчас отношения в команде — это не вертикаль, а win-win: ты уважаешь сотрудника — он остается», — считает он. И здесь общие стандарты сети, обучение партнеров и сотрудников помогает.

«Мы решаем проблему недоверия через честность и прозрачность на старте: в вакансиях, в интервью, в адаптации. Люди чувствуют, где система работает, где обучение четкое, где процессы выстроены — и здесь франчайзинг даже выигрывает у одиночных бизнесов», — утверждает директор по франчайзингу сети Smoking Shop Карим Ибятов.

Но все же самую важную роль играет бренд компании, ее репутация и позитивный образ работодателя, подчеркивает основатель сети школ Kiberone и Renderia Ольга Альпакова. Все просто: если сеть известная, масштабная и хорошо относится к сотрудникам, то соискатели рады присоединиться к проекту — и к головной компании, и к филиалам, отмечает она.

Кого не хватает рынку

Ситуация с кадрами сильно отличается в зависимости от сферы бизнеса. Опрос hh.ru показывает, что меньше всего желающих работать на франчайзи среди логистов и специалистов в сфере транспорта: 12% соискателей не будут рассматривать такие вакансии, и лишь 48% к этому готовы. Среди сотрудников сферы гостеприимства — гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса — лишь 55% рассмотрят вакансии франчайзи, а 4% не станут этого делать. Достаточно высокий процент противников франчайзинга среди педагогов и управленцев — на уровне 6%.

Последние три года ситуация с нехваткой педагогов немного обострилась, что обусловлено общими трендами на рынке труда: ростом конкуренции за квалифицированных специалистов и изменениями в потребностях молодежи и родителей, рассказывает Иванова. Чтобы оставаться привлекательным, работодателем необходимо внедрять новые программы мотивации, постоянно развивать систему обучения и создавать комфортные условия работы, отмечает она. 

В рознице проблема с кадрами системная — в дефиците продавцы, администраторы и заведующие, говорит Ибятов. По его словам, после мобилизационного и экономического шока 2022 года время закрытия подобных вакансий выросло с 8–12 дней до 16–20, а текучесть кадров в отношении продавцов-консультантов варьируется от 20% до 35%. «Это не катастрофа, а новая реальность рынка, где стало важнее не просто «нанимать» персонал, а привлекать и удерживать за счет бренда работодателя, прозрачных условий и обучающих инструментов», — считает он.

Во франчайзинговом секторе HoReCa основная проблема — частые увольнения линейных сотрудников, отмечает Зацепилин. «По нашим наблюдениям, годовая текучка в крупных сетях может достигать 100–120%, то есть в течение года штат полностью обновляется. Средний срок работы бариста — шесть–девять месяцев», — объясняет он.

По словам Ленара Биктимерова, основателя франчайзинговой компании «Каркас тайги» по строительству каркасных домов и бань, в этом году стало гораздо сложнее искать всех сотрудников, чем еще год–два назад, и в особенном дефиците менеджеры — как офисные, так и по продажам. И в целом сложнее всего с рядовыми сотрудниками. «Те, кто к нам приходил пару лет назад, работают до сих пор. А сейчас 50% людей уходят по разным причинам, или мы их увольняем. Проработали три месяца — и хватит. Многим не сложно менять работу даже каждый месяц», — делится он.

Стало сложнее искать и кандидатов на «мужские» специальности вроде замерщиков-монтажников, добавляет основатель сети франшиз столярных мастерских «Дилект» Дмитрий Владыкин.

А в городах с населением до 15 тыс. человек в последние два года ощущается дефицит кадров в целом, отмечает Альпакова.

Помощь партнера

Почти все франчайзеры помогают партнерам в поиске персонала. Для партнеров поддержка франчайзера особенно критична на первом этапе, отмечает Ибятов. «От найма первых сотрудников зависит скорость открытия точки и качество ее работы в первые месяцы. Нельзя оставлять это на откуп случайности», — объясняет он. По его оценке, до 80% партнеров на старте запрашивают поддержку по HR.

В «Зацепи кофе» предоставляют партнерам шаблоны вакансий, чек-листы кандидатов, скрипты собеседований. «Для ускоренного закрытия вакансий действует централизованный рекрутинг: наша команда ищет и отбирает кандидатов, готовит их к собеседованию с партнером, а затем — проводит базовое обучение», — рассказывает Зацепилин.

Управляющая компания Kiberone готова полностью взять на себя поиск, подбор и сопровождение кандидата. В «Алгоритмике» дают партнерам еще и идеальные портреты кандидатов, а также рекомендуют удачные каналы продвижения вакансий, рассказывает Евтеев.

В «Слетать.ру» в обучение франчайзи входит модуль «Управление персоналом в туристической отрасли». Кроме того, Центр карьеры компании ежемесячно готовит 20–25 специалистов, которые если и не находят сразу работу, то попадают в кадровый резерв сети, из которого управляющая компания может рекомендовать франчайзи проверенных кандидатов, рассказывает руководитель «Академии Слетать.ру» Георгий Шейдер.

«Когда мы открывались в Екатеринбурге, то всю рекламную кампанию об открытии нового ресторана построили на взаимодействии с потенциальными сотрудниками. Через колледжи, университеты, рекламу в метро мы оповестили, что открываемся, и смогли практически сразу нанять большую команду», — рассказывает основатель франчайзинговой сети ресторанов «Супра» Илья Сухих. Кроме того, компания участвовала в городских мероприятиях, субботниках, сотрудники управляющей компании выходили на различные праздники с фирменными флагами, добавляет он. 

Системная работа с персоналом всей сети — важная задача владельца бренда, подчеркивает Зацепилин. Кадровая нестабильность — один из главных факторов, по которым франшиза «не взлетает», объясняет он. По аналитике компании, во всех 30–40% новых франшиз, которые закрываются на рынке в течение первого года или двух лет, были слабая управленческая команда и текучка персонала. Франчайзи, оставшемуся один на один с проблемами найма, обучения и операционного управления, выжить тяжело, признает Зацепилин. Но при наличии во всей сети прозрачных процессов, «белых» условий труда, работающей модели карьерного роста и адекватной управленческой культуры франчайзинговый бизнес становится точкой притяжения для хороших специалистов и опорой для локальных предпринимателей, заключает он.

Соболева Галина
Автор: Вера Колерова
Последние публикации автора


Соболева Галина
Ангелина Кречетова
23.09.2025
Крупные банки России стали активно обнулять лимиты по кредитным картам
Россияне начали массово жаловаться на обнуление банками лимитов по кредитным картам.
Соболева Галина
Варвара Колесникова
03.10.2025
Срочная пилюля: к чему приведут новые правила продаж рецептурных лекарств
С 1 сентября 2025 года начали действовать новые сроки выдачи рецептурных препаратов, котор...
Соболева Галина
Дарья Коржова
16.09.2025
Компания-владелец Gucci и Balenciaga сообщила об утечке данных клиентов
Компания Kering SA (владелец люксовых брендов Gucci, Saint Laurent и Balenciaga) сообщила,...
Соболева Галина
Арпине Асатрян
11:10
T2 начнет возвращать абонентам процент от потраченного интернет-трафика
T2 впервые на телеком-рынке запускает механику возврата процента от потраченного интернет-...
Соболева Галина
Мария Перевощикова
03.10.2025
Бизнес предложил властям вариант регулирования квазиналоговых платежей
Торгово-промышленная палата предложила вариант для регулирования так называемых квазиналог...
Соболева Галина
Андрей Злобин
15.09.2025
Западные фармкомпании попросили США помочь возобновить клинические испытания в России
Международные фармкомпании, несколько лет назад отказавшиеся от проведения клинических ис...
Соболева Галина
Арпине Асатрян
11:10
T2 начнет возвращать абонентам процент от потраченного интернет-трафика
T2 впервые на телеком-рынке запускает механику возврата процента от потраченного интернет-...
Соболева Галина
Артем Мушин-Македонский
06.10.2025
История, как инструмент изменений в команде: почему правдивый рассказ побеждает страх и непонимание
Привет! Меня зовут Артем Мушин-Македонский. И я помогаю компаниям говорить с командами на ...
Соболева Галина
Редакция Forbes
9:28
Самый тонкий iPhone и наушники с переводчиком: Apple представила новинки
Apple провела очередную презентацию новых продуктов. На этот раз компания представила новы...
Соболева Галина
Ангелина Кречетова
23.09.2025
Крупные банки России стали активно обнулять лимиты по кредитным картам
Россияне начали массово жаловаться на обнуление банками лимитов по кредитным картам.