Согласно проведенному ими опросу, в 55,6% компаний премиальные выплачиваются ежемесячно, в 10,5% — раз в квартал, а в 12,7% — только по итогам года. При этом в 5,5% компаний системы стимулирования нет

В большинстве российских компаний снижают регулярные премии сотрудникам. При этом причиной становится не только невыполнение показателей эффективности, но и настроение руководства. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на входящие в группу «Актион» фирмы «Актион бухгалтерия» и «Актион управление», которые провели опрос предпринимателей, управленцев и бухгалтеров малых и средних организаций. 

Согласно ему, ежемесячно премиальные выплачиваются в 55,6% компаний, раз в квартал — в каждой десятой (10,5%), по итогам года — в 12,7%. При этом в 5,5% компаний системы стимулирования нет. Сотрудников, как правило, «благодарят» за выполнение плана и показателей эффективности (78,4%) и за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка (14,9%). 

В 26,5% компаний премия составляет не более половины от суммы оклада, а у 26,1% ее размер зависит от финансовых показателей предприятия. 16,4% опрошенных заявили, что сумма премиальных выплат зависит от настроения гендиректора. В 38,6% компаний их сокращают вплоть до нуля, в 28,1% — не более чем на 20%, а в 33,3% — не изменяют.

Окладно-премиальная система оплаты труда является распространенной практикой, пишут «Ведомости». При этом снизить оклад нельзя, а премию можно, в связи с чем работодатели часто используют второй вариант в качестве наказания сотрудников. Соотношение выплат может быть любым, вплоть до того, что премия в некоторых случаях превышает оклад. Главное, чтобы в целом за месяц работник получил не меньше МРОТ или регионального минимума, отметил эксперт «Актион бухгалтерии» Сергей Шилкин.

Согласно данным проведенного «Актионом» опроса, 38,2% организаций не имеют четких правил, за что сотрудник может быть лишен премии частично или полностью, — это происходит по решению гендиректора. В 36,8% случаев премию сокращают в связи с невыполнением трудовых показателей эффективности, а в 16,6% — за дисциплинарные взыскания. 

Число сотрудников, которые готовы оспаривать решение о полном или частичном лишении премии, в опросе разделилось пополам. Так, по мнению 45,3% респондентов, обращаться в суд по этому вопросу бесполезно, а 49,3% готовы отстаивать свои интересы в различных инстанциях при наличии веских оснований. 

Опрошенные «Ведомостями» юристы отметили, что споры, связанные с невыплатой или уменьшением премий, являются одними из наиболее массовых в категории трудового права. По словам Шилкина, если система оплаты предусматривает подобную форму стимулирования за сам факт надлежащего исполнения должностных обязанностей, то работодатель может наказывать сотрудников рублем, что и является основной причиной судебных разбирательств. 

Как отмечают «Ведомости», один из таких споров дошел до Конституционного суда: работодатель урезал выплаты сотруднице до МРОТа и вынудил ее уволиться. Суд встал на ее сторону, решив в июне 2023 года, что месячная заработная плата работников не должна сокращаться более чем на 20% за счет снижения премии. В июне 2025 года соответствующие поправки были внесены в Трудовой кодекс. Они вступили в силу с 1 сентября, указывает газета.

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Свечникова рассказала «Ведомостям», что соответствующие изменения в законодательстве призваны снизить объем судебных исков работников к работодателям о невыплатах либо урезаниях премий. Партнер и соруководитель практики трудового и миграционного права «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Георгий Мжаванадзе отметил, что новые правки заставят работодателей фундаментально изменить подход к управлению премиальным фондом. Они будут вынуждены отказаться от расплывчатых формулировок и четко указать критерии и показатели для начисления премии и основания для ее снижения.

Ранее, в августе, ЦБ опубликовал доклад, в котором говорилось о том, что регулятор может ограничить бонусы менеджменту банков в случае ухудшения финансового положения организаций. Кроме того, в Банке России планируют оценить возможность внедрения механизма clawback (возврат бонусов, выплаченных менеджменту), отмечалось там. 

Соболева Галина
Автор: София Плетнева
Последние публикации автора


Редакция портала: i@tala.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Кондауров Олег
Кондауров Олег
18.08.2025
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил проработать меры оживления спроса на жилье
Власти хотят разморозить банковские резервы для оживления ипотеки.
Соболева Галина
Елена Калинина
11.09.2025
Си Цзиньпин и Путин поговорили о жизни до 150 лет: насколько это возможно
После публикации разговора Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином о продлении ...
Виктория
Сергей Сербин, Основатель и генеральный директор экосистемы ДоброПост
21.10.2025
Другие правила игры: как сегодня строить бизнес с Китаем
С чего начать работу с Китаем, какое направление выбрать и каких ошибок избегать, рассказы...
Соболева Галина
Fintech&Retail
09.09.2025
США становятся акционером Intel: администрация Трампа получила 10% производителя чипов
Вашингтон делает крупнейший шаг в истории государственной поддержки американской полупрово...
Соболева Галина
Евгения Белкова
16.09.2025
Китайские компании за полгода вложили в рекламу на «Яндексе» более 3 млрд рублей
Число китайских рекламодателей на «Яндексе» за первую половину 2025 года выросло на 45%, о...
Соболева Галина
Татьяна Дроздова
09.09.2025
Потребительницы и лидеры: как женщины двигают серебряную экономику
Население планеты стареет, а значит, продукты и услуги, связанные с возрастными изменениям...
Соболева Галина
Fintech&Retail
09.09.2025
В Казахстане создадут Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития
Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана объявил о создании нового минис...
Соболева Галина
Артем Мушин-Македонский
06.10.2025
История, как инструмент изменений в команде: почему правдивый рассказ побеждает страх и непонимание
Привет! Меня зовут Артем Мушин-Македонский. И я помогаю компаниям говорить с командами на ...
Никита
Никита Прохоренко
20.10.2025
Что заставляет людей покупать и как это использовать в маркетинге
Большинство компаний всё ещё продают характеристики, хотя люди покупают эмоции. Истории, а...
Соболева Галина
Артем Мушин-Македонский
06.10.2025
История, как инструмент изменений в команде: почему правдивый рассказ побеждает страх и непонимание
Привет! Меня зовут Артем Мушин-Македонский. И я помогаю компаниям говорить с командами на ...