Глубинный анализ данных Nielsen показал, что в России онлайн-сегмент рынка товаров повседневного спроса (FMCG) прошел путь от «репертуарного» канала к одной из главных торговых артерий. В Отчете 2024 зафиксировано знаковое событие, связанное с увеличением рыночной доли этого канала FMCG, что дало толчок устойчивому развитию. В начале 2024 года она составила 10.6%. В этот период рынок характеризовался взрывным ростом. Данные свидетельствуют, что в 2023 году совокупный оборот и онлайн-магазинов, и маркетплейсов в FMCG вырос более чем на 100% в денежном выражении, то есть почти вдвое.

По данным Отчета Nielsen (февраль 2025 года) к концу 2024 года онлайн сохранил статус ключевого драйвера всего FMCG-рынка. При этом наблюдалось снижение абсолютного темпа роста. Так, на фоне общего роста продаж товаров повседневного спроса в 2024 году (+14,1%) вклад онлайн в денежный рост рынка FMCG за 2024 год составил +33.4%. Это характеризует канал как быстроразвивающийся, но уже, скорее, достигший плато. Интересно, что для индустрии фруктов и овощей доля онлайн-рынка составила в 2024 году 6,1%, что больше на 1,2 п.п., чем 12 месяцев ранее.

 

Развитие узкоспециализированных ниш

Говоря о структурных сдвигах внутри онлайн, можно отметить следующее. В 2023 году рост онлайн-рынка FMCG существенно обеспечивался маркетплейсами (+112% GMV) против сетевых онлайн-магазинов FMCG-ритейлеров (+61% GMV). К концу исследуемого периода (начало 2025 года) онлайн-направления FMCG-ритейлеров показали стремительный рост, особенно в тех нишах, где офлайн-активы оказались существенным конкурентным преимуществом.

На фоне общего снижения абсолютных темпов роста онлайн - FMCG, что связано с постепенным насыщением и замедлением экспансии, открылись новые возможности для роста. Прежде всего, это развитие узкоспециализированных ниш. Категорией – чемпионом в FMCG стала готовая еда (+29,6% за 2024 год). Рост онлайн-продаж в этом сегменте (+ 49,7%) превысил средний показатель по FMCG, опередив классические офлайн-форматы (гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты), за исключением хард-дискаунтеров (+78,3%). Наибольший вес в продажах онлайн имеют салаты, хлебобулочные изделия с начинкой, супы и бульоны. Такие результаты можно считать, в том числе, следствием удачного решения по эффективному использованию офлайн-инфраструктуры магазинов «у дома», наделенных функциями пунктов приготовления еды и выдачи. 

Регионализация рынка

Другим направлением развития онлайн - FMCG в конце 2024 г.- начале 2025 г, по данным Nielsen, является регионализация. Несмотря на то, что в 2024 году онлайн – продажи на рынке товаров повседневного спроса традиционно ассоциировались с мегаполисами, в начале 2025 года максимальный прирост фиксируется в регионах с низкой магазинной обеспеченностью: Урал (+40,8%), Юг (+40,7%), Сибирь и Дальний Восток (+40,0%). Это связано с тем, что онлайн позволяет успешно компенсировать существующие инфраструктурные пробелы в регионах.

Онлайн-СТМ

Еще одним направлением, обеспечившим стремительный рост онлайн - FMCG, стало интенсивное вхождение в этот канал частных торговых марок (СТМ, private labels). Долгое время частные марки считались прерогативой офлайна. Современные обстоятельства меняют эту парадигму. Доля таких товаров в онлайн-продажах превысила 9%. Категориями – драйверами выступили консервы (грибы и овощи), рыба и морепродукты, сливки и сыры. В них прирост составил до +8.7 п.п. за год. Такой результат можно считать достижением целенаправленной работы ритейлов по росту лояльности и увеличению маржинальности на онлайн-площадках.

К чему готовиться маркетологам

Выявленные изменения на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) влекут за собой ряд вызовов для маркетологов. Так, рост доли частных торговых марок (СТМ) и готовой еды повышает рентабельность, но требует инвестиций в логистику (например, доставка блюд за 15 мин.). Активное освоение территорий с низкой магазинной обеспеченностью и малых городов может столкнуться с демпингом локальных игроков. От успешности разрешения этих и сопутствующих проблемных вопросов во многом будет зависеть конкурентоспособность брендов и ритейлеров на российском FMCG-рынке. Можно предположить, что в ближайшее время желающим преуспеть на этой стезе потребуется предпринять ряд организационных мер, чтобы превратить цифровой канал в лабораторию для премиум-сервисов.

Соболева Галина
Автор: Патутина Наталия
Последние публикации автора


Редакция портала: i@tala.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Соболева Галина
Ангелина Кречетова
23.09.2025
Крупные банки России стали активно обнулять лимиты по кредитным картам
Россияне начали массово жаловаться на обнуление банками лимитов по кредитным картам.
Соболева Галина
Дмитрий Захарьев
13.09.2025
«Бери и делай» — теперь неактуально. Почему в 2025 году идея важнее реализации
В 2025 году можно стать успешным иногда за одну ночь и зачастую, это не потому, что те, кт...
Валерия
Елена Путренкова, директор по персоналу маркетингового агентства Demis Group
12.09.2025
Отдел на аутсорсе или внутренняя команда: что выбрать?
Эксперт маркетингового агентства Demis Group рассказала, как правильно выбрать формат кома...
Соболева Галина
Смирнова Ольга
12.10.2025
В России появился страховой продукт для защиты управляющих личными фондами
Управление личными фондами связано с высокими юридическими и финансовыми рисками.
Кондауров Олег
Кондауров Олег
23.08.2025
«Делимобиль» собирается сохранить размер автопарка около уровня 2024 года
Компания «Делимобиль» планирует сохранить размер своего автопарка по итогам 2025 года на у...
Соболева Галина
Варвара Колесникова
09.09.2025
Глава медицинской сети ЕМС Андрей Яновский — Forbes: «На рынке будет очень жарко»
Входящий в тройку крупнейших медсетей России Европейский медицинский центр (EMC) работает ...
Соболева Галина
Наталья Пацева, Мария Чуманова
22.09.2025
Скрытые риски: о чем стоит помнить реальным собственникам и номинальным директорам
Доверенные лица владельцев бизнеса — зачастую друзья, члены семьи и сотрудники — нередко с...
Соболева Галина
Елена Калинина
16.09.2025
Шокирующие подробности: появятся ли в аптеках шприц-ручки для аллергиков
11 сентября во всем мире истек срок патента на EpiРen, шприц-ручку с синтетическим аналого...
Соболева Галина
Артем Мушин-Македонский
06.10.2025
История, как инструмент изменений в команде: почему правдивый рассказ побеждает страх и непонимание
Привет! Меня зовут Артем Мушин-Македонский. И я помогаю компаниям говорить с командами на ...
Соболева Галина
Арпине Асатрян
03.10.2025
В «Яндекс Go» появились панорамы улиц для упрощения поиска места остановки такси
В приложении «Яндекс Go» появились панорамы улиц — с ними проще найти место, где будет жда...