Глубинный анализ данных Nielsen показал, что в России онлайн-сегмент рынка товаров повседневного спроса (FMCG) прошел путь от «репертуарного» канала к одной из главных торговых артерий. В Отчете 2024 зафиксировано знаковое событие, связанное с увеличением рыночной доли этого канала FMCG, что дало толчок устойчивому развитию. В начале 2024 года она составила 10.6%. В этот период рынок характеризовался взрывным ростом. Данные свидетельствуют, что в 2023 году совокупный оборот и онлайн-магазинов, и маркетплейсов в FMCG вырос более чем на 100% в денежном выражении, то есть почти вдвое.

По данным Отчета Nielsen (февраль 2025 года) к концу 2024 года онлайн сохранил статус ключевого драйвера всего FMCG-рынка. При этом наблюдалось снижение абсолютного темпа роста. Так, на фоне общего роста продаж товаров повседневного спроса в 2024 году (+14,1%) вклад онлайн в денежный рост рынка FMCG за 2024 год составил +33.4%. Это характеризует канал как быстроразвивающийся, но уже, скорее, достигший плато. Интересно, что для индустрии фруктов и овощей доля онлайн-рынка составила в 2024 году 6,1%, что больше на 1,2 п.п., чем 12 месяцев ранее.

 

Развитие узкоспециализированных ниш

Говоря о структурных сдвигах внутри онлайн, можно отметить следующее. В 2023 году рост онлайн-рынка FMCG существенно обеспечивался маркетплейсами (+112% GMV) против сетевых онлайн-магазинов FMCG-ритейлеров (+61% GMV). К концу исследуемого периода (начало 2025 года) онлайн-направления FMCG-ритейлеров показали стремительный рост, особенно в тех нишах, где офлайн-активы оказались существенным конкурентным преимуществом.

На фоне общего снижения абсолютных темпов роста онлайн - FMCG, что связано с постепенным насыщением и замедлением экспансии, открылись новые возможности для роста. Прежде всего, это развитие узкоспециализированных ниш. Категорией – чемпионом в FMCG стала готовая еда (+29,6% за 2024 год). Рост онлайн-продаж в этом сегменте (+ 49,7%) превысил средний показатель по FMCG, опередив классические офлайн-форматы (гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты), за исключением хард-дискаунтеров (+78,3%). Наибольший вес в продажах онлайн имеют салаты, хлебобулочные изделия с начинкой, супы и бульоны. Такие результаты можно считать, в том числе, следствием удачного решения по эффективному использованию офлайн-инфраструктуры магазинов «у дома», наделенных функциями пунктов приготовления еды и выдачи. 

Регионализация рынка

Другим направлением развития онлайн - FMCG в конце 2024 г.- начале 2025 г, по данным Nielsen, является регионализация. Несмотря на то, что в 2024 году онлайн – продажи на рынке товаров повседневного спроса традиционно ассоциировались с мегаполисами, в начале 2025 года максимальный прирост фиксируется в регионах с низкой магазинной обеспеченностью: Урал (+40,8%), Юг (+40,7%), Сибирь и Дальний Восток (+40,0%). Это связано с тем, что онлайн позволяет успешно компенсировать существующие инфраструктурные пробелы в регионах.

Онлайн-СТМ

Еще одним направлением, обеспечившим стремительный рост онлайн - FMCG, стало интенсивное вхождение в этот канал частных торговых марок (СТМ, private labels). Долгое время частные марки считались прерогативой офлайна. Современные обстоятельства меняют эту парадигму. Доля таких товаров в онлайн-продажах превысила 9%. Категориями – драйверами выступили консервы (грибы и овощи), рыба и морепродукты, сливки и сыры. В них прирост составил до +8.7 п.п. за год. Такой результат можно считать достижением целенаправленной работы ритейлов по росту лояльности и увеличению маржинальности на онлайн-площадках.

К чему готовиться маркетологам

Выявленные изменения на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) влекут за собой ряд вызовов для маркетологов. Так, рост доли частных торговых марок (СТМ) и готовой еды повышает рентабельность, но требует инвестиций в логистику (например, доставка блюд за 15 мин.). Активное освоение территорий с низкой магазинной обеспеченностью и малых городов может столкнуться с демпингом локальных игроков. От успешности разрешения этих и сопутствующих проблемных вопросов во многом будет зависеть конкурентоспособность брендов и ритейлеров на российском FMCG-рынке. Можно предположить, что в ближайшее время желающим преуспеть на этой стезе потребуется предпринять ряд организационных мер, чтобы превратить цифровой канал в лабораторию для премиум-сервисов.

Соболева Галина
Автор: Патутина Наталия
Последние публикации автора


Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил проработать меры оживления спроса на жилье

Власти хотят разморозить банковские резервы для оживления ипотеки.

Правительство России готовит меры для оживления рынка жилья — банкам могут разрешить использовать антикризисные резервы, накопленные за последние годы. Это позволит увеличить объемы кредитования и сделать ипотеку доступнее, особенно для льготных категорий заемщиков. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил Минфину, Минстрою и «Дом.РФ» проработать возможн... Читать 1 мин.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил проработать меры оживления спроса на жилье

Ozon впервые вышел в чистую прибыль

Рост Ozon свидетельствует об успешной трансформации бизнес-модели компании.

Российский маркетплейс Ozon впервые за 28 лет работы показал чистую прибыль по итогам второго квартала 2025 года. Финансовый результат компании составил 359 миллионов рублей, что особенно впечатляет на фоне убытка в 28 миллиардов рублей за аналогичный период прошлого года. Этот переломный момент стал возможен благодаря значительному росту выручки, котор... Читать 1 мин.

Ozon впервые вышел в чистую прибыль

Эффект недели: Эффект Рингельмана (социальная леность)

Каждую неделю на канале «Командология» разбираем ключевые эффекты в управлении командами и организационном поведении. Сегодня — о том, почему люди работают менее усердно в группах.

Представьте: вы на велопрогулке с друзьями. В одиночку вы легко крутите педали, но в группе почему-то начинаете ехать медленнее. Или вспомните студенческие проекты: если задание делала вся команда, кто‑то точно отлынивал.Это не просто лень — это эффект Рингельмана, и он объясняет, почему чем больше людей в команде, тем меньше старается каждый.В 191... Читать 3 мин.

Эффект недели: Эффект Рингельмана (социальная леность)

Растущий тренд индустрии путешествий

Индустрия путешествий становится одним из драйверов развития экономики регионов. Растущие показатели поездок по стране формируют определенный запрос общества на динамическое развитие соответствующей инфраструктуры.

Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству создать все условия для обеспечения роста турпотока в стране до ста сорока миллионов к две тысячи тридцатому году. Основой для реализации этих целей является национальный проект «Туризм и гостеприимство», в рамках которого в две тысячи двадцать пятом году регионам будут направлены субсидии на приори... Читать 1 мин.

Растущий тренд индустрии путешествий
Кондауров Олег
Кондауров Олег
16.07.2025
Госдума приняла закон о поэтапном введении цифрового рубля с 1 сентября 2026 года
Госдума одобрила закон о постепенном внедрении цифрового рубля и единого QR-кода для расче...
Ольга
Ольга Подрезова
20.08.2025
Бухгалтерия-2025: что изменилось в налоговой и бухгалтерской отчётности для малого бизнеса и ИП
2025 год стал переломным для бухгалтерии и налоговой отчётности малого бизнеса. Для пред...
Заровнятных Ольга
Заровнятных Ольга
07.07.2025
HeadHunter: топ-менеджеру 2025 года нужны лидерство и стратегическое мышление
HeadHunter перечислил ключевые компетенции менеджеров 2025 года
Кондауров Олег
Кондауров Олег
6:00
Wildberries тестирует доставку готовых блюд из ресторанов
Wildberries запускает пилотный проект по экспресс-доставке готовой еды из ресторанов и каф...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
19.07.2025
Банки маркетплейсов: стоит ли доверять свои сбережения Wildberries и Ozon
Насколько можно доверять банкам маркетплейсов.
Соболева Галина
Дмитрий Захарьев
21.08.2025
Как российским предпринимателям выйти на новый уровень влияния
Статья для предпринимателей, которые хотят формировать повестку в бизнесе, медиа и обществ...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
28.07.2025
Wildberries открывает первые пункты выдачи заказов в отделениях «Белпочты»
Wildberries и «Белпочта» запустили совместные пункты выдачи заказов.
Кондауров Олег
Кондауров Олег
12.07.2025
Мосбиржа и СПБ Биржа сообщили дату возобновления торгов акциями ЮГК
Возобновление торгов акциями ЮГК на Мосбирже и СПБ Бирже.
Кондауров Олег
Кондауров Олег
09.07.2025
Набиуллина сообщила о большой вероятности нового снижения ключевой ставки
ЦБ может снизить ключевую ставку уже в июле.
Exiterra.ru Digital Agency
Редакция «тала»
30.07.2025
Что такое сайты-агрегаторы и почему они в топе вместо ваших проектов
Сайты-агрегаторы, почему они выше вашего сайта в поисковой выдаче, чем отличаются от обычн...