Прежде участники рынка неоднократно предупреждали о риске банкротств из-за снижения рентабельности инфраструктурных проектов.

Вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил «дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства. РБК ознакомился с копией документа, его подлинность подтвердил представитель Национальной ассоциации инфраструктуры компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Автобан», «Трансстроймеханизацию» и др.), которая принимала участие в разработке положений. В аппарате вице-премьера Хуснуллина сообщили РБК, что план мероприятий был одобрен.

Реализация указанных в плане мер будет проходить в 2025–2026 годах, говорится в документе. Сами предложения затронут вопросы, связанные как с ценообразованием контрактов, так и с финансированием, исполнением, казначейским и банковским сопровождением соглашений в сфере строительства. Их разработкой НАИК занималась вместе с федеральными органами власти, сообщал ранее РБК ее представитель. «Отрасли необходимы эти решения, это вопрос выживания», — подчеркивал тогда он.

Что предлагается в «дорожной карте»

План мероприятий власти согласовали в середине августа. Всего в него вошло порядка 15 предложений.

  • Для поддержки инфраструктурных подрядчиков, как следует из документа, планируется проработать вопрос о возможной компенсации затрат на оплату процентов за пользование займами, привлекаемыми для целей досрочного исполнения контракта. Кроме того, будет рассмотрена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета и банкам, которые выдали строителям кредиты по льготной ставке. Таким образом они смогут возместить недополученные доходы по подобным ссудам, говорится в плане мероприятий. Субсидии предлагается выдавать по договорам со сроком погашения не позднее трех месяцев после окончания действия контракта. Будет рассматриваться вариант и об осуществлении ежемесячных выплат уполномоченным банкам с момента принятия решения о предоставлении субсидии до окончания срока действия кредитного соглашения.
  • В «дорожной карте» также предложено утвердить типовые условия контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на проведение строительного контроля. Там же говорится, что будет обсуждаться и возможность снижения размера обеспечения гарантийных обязательств по договору по мере их истечения на отдельные виды работ.
  • Снизить нагрузку на компании, занимающиеся возведением дорог, поможет и обновление норм сметной прибыли. Этому будет способствовать и пересмотр порядка учета дополнительных затрат, возникающих в ходе строительства инфраструктурных объектов. Здесь предполагается учитывать расходы на устройство дорог вдоль трассы и на возведение титульных зданий и сооружений при строительстве магистралей с использованием передвижных асфальтобетонных заводов.
  • Среди других решений — расчет актуальной заработной платы в соответствии с «реальными рыночными показателями оплаты труда», следует из документа. Ранее НАИК предлагала установить для отрасли актуальную нормативную зарплату для рабочих первого разряда. Она должна была учитываться при формировании цены госконтракта: расчете накладных расходов, сметной прибыли, заработных плат рабочих иных разрядов и итогового фонда оплаты труда. По оценке ассоциации, из-за отсутствия актуального норматива заработной платы общая недооценка себестоимости строительства достигает 19%, что увеличивает финансовую нагрузку на подрядные компании, которые вынуждены привлекать дорогие кредиты и доплачивать сотрудникам до рыночного уровня за счет собственной прибыли.

РБК направил запросы в пресс-службы Минстроя и Минтранса.

Что происходит со стройкой в России

Согласно данным Росстата, объем строительных работ в России в январе—июне 2025 года составил 7,3 трлн руб. (плюс 4,3% к аналогичному периоду 2024-го).

 Аналитики Sherpa Group отмечали, что причиной для роста относительно прошлого года стали повышенные расходы в рамках нацпроектов и вложения региональных бюджетов в инфраструктуру. «В свою очередь, замедление во втором квартале 2025‑го связано с фактическим отсутствием роста отраслевой активности в мае и июне, на что могла повлиять ситуация в жилищном строительстве», — констатировали в компании.

Инфраструктурные расходы региональных бюджетов по итогам первого полугодия 2025 года составили 769,5 млрд руб., следует из подсчетов компании. Рост затрат на 18,5% год к году связан с увеличением финансирования национальных проектов и осуществляемыми в их рамках межбюджетными трансфертами. 

Лидером по темпам роста региональных инфраструктурных расходов в первом полугодии 2025‑го стал Центральный федеральный округ (плюс 53,7%, до 357,7 млрд руб.). Наиболее сильное снижение наблюдалось на Дальнем Востоке (минус 27,5%, до 37,6 млрд руб.)

По итогам 2025 года объем строительных работ в российских регионах может вырасти на 3–4% в сопоставимых ценах, до 18,6–18,9 трлн руб., прогнозируют в Sherpa Group. Он будет существенно зависеть от динамики ключевой ставки во второй половине года и ситуации в жилищной отрасли, где наблюдается уменьшение количества и общей площади запускаемых проектов.

Соболева Галина
Автор: РБК
Последние публикации автора


Основатель группы «Волга-Днепр» объявил о передаче бизнеса государству

Основатель группы «Волга-Днепр» сообщил о вероятной передаче бизнеса государству.

Основатель грузовой группы «Волга-Днепр» Алексей Исайкин объявил о возможной передаче компании государству. Вопрос может решиться до конца года, пишет «Коммерсантъ». По словам Исайкина, востребованность возможностей «Волги-Днепра» для государства подтвердило «партнерство с правительством Москвы». В 2022 году группа «Волга-Днепр» стала оператором регуляр... Читать 1 мин.

Основатель группы «Волга-Днепр» объявил о передаче бизнеса государству

Топ-менеджер Сбера Александр Ведяхин: число корпоративных клиентов увеличилось на 84 тыс

Количество корпоративных клиентов Сбера продолжает расти.

Первый зампред правления Сбера Александр Ведяхин сообщил, что несмотря на высокие процентные ставки, корпоративный кредитный портфель банка с начала года вырос на 2,9% (без учёта валютной переоценки) и достиг 27,9 триллиона рублей. При этом средства на счетах юридических лиц сократились: за второй квартал — на 2,9%, до 16,4 триллиона рублей, а с начала ... Читать 1 мин.

Топ-менеджер Сбера Александр Ведяхин: число корпоративных клиентов увеличилось на 84 тыс

«Делимобиль» собирается сохранить размер автопарка около уровня 2024 года

Компания «Делимобиль» планирует сохранить размер своего автопарка по итогам 2025 года на уровне 2024 года.

Компания ПАО «Каршеринг Руссия», известная под брендом «Делимобиль», планирует сохранить размер своего автопарка на уровне 2024 года по итогам 2025 года. Об этом сообщил руководитель отдела корпоративных финансов компании Андрей Новиков. По его словам, сокращения автопарка не ожидается. «Мы рассчитываем, что к концу 2025 года количество автомобилей... Читать 1 мин.

«Делимобиль» собирается сохранить размер автопарка около уровня 2024 года

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил проработать меры оживления спроса на жилье

Власти хотят разморозить банковские резервы для оживления ипотеки.

Правительство России готовит меры для оживления рынка жилья — банкам могут разрешить использовать антикризисные резервы, накопленные за последние годы. Это позволит увеличить объемы кредитования и сделать ипотеку доступнее, особенно для льготных категорий заемщиков. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил Минфину, Минстрою и «Дом.РФ» проработать возможн... Читать 1 мин.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил проработать меры оживления спроса на жилье

Ozon впервые вышел в чистую прибыль

Рост Ozon свидетельствует об успешной трансформации бизнес-модели компании.

Российский маркетплейс Ozon впервые за 28 лет работы показал чистую прибыль по итогам второго квартала 2025 года. Финансовый результат компании составил 359 миллионов рублей, что особенно впечатляет на фоне убытка в 28 миллиардов рублей за аналогичный период прошлого года. Этот переломный момент стал возможен благодаря значительному росту выручки, котор... Читать 1 мин.

Ozon впервые вышел в чистую прибыль
Соболева Галина
Коммерсант
9:55
Минтранс пока не намерен ужесточать правила перевозки пауэрбанков в самолетах
В России «работают с вопросом» ужесточения правил перевозки пауэрбанков в самолетах, заяви...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
18:33
Ozon впервые вышел в чистую прибыль
Рост Ozon свидетельствует об успешной трансформации бизнес-модели компании.
Кондауров Олег
Кондауров Олег
25.07.2025
Молодые сотрудники не хотят отказываться от гибкого графика ради карьерного роста
Молодые специалисты выбирают баланс: гибкий график важнее карьерных амбиций.
Кондауров Олег
Кондауров Олег
23:10
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил проработать меры оживления спроса на жилье
Власти хотят разморозить банковские резервы для оживления ипотеки.
Соболева Галина
РБК
9:49
Основатель группы «Волга-Днепр» объявил о передаче бизнеса государству
Основатель группы «Волга-Днепр» сообщил о вероятной передаче бизнеса государству.
Кондауров Олег
Кондауров Олег
2:36
Wildberries открывает первые пункты выдачи заказов в отделениях «Белпочты»
Wildberries и «Белпочта» запустили совместные пункты выдачи заказов.
Соболева Галина
Алекс Будрис, Редакция Forbes
9:31
ExxonMobil разрешили вернуться в Россию: открыт ли путь назад западным корпорациям
Накануне встречи с Дональдом Трампом на Аляске Владимир Путин подписал указ, в котором пер...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
23.08.2025
«Делимобиль» собирается сохранить размер автопарка около уровня 2024 года
Компания «Делимобиль» планирует сохранить размер своего автопарка по итогам 2025 года на у...
oberman@exiterra.ru
Редакция
22.07.2025
17 самых интересных фильмов и сериалов про маркетинг и рекламу
Кино про пиарщиков, продажников, рекламщиков и разных креативщиков покорило мир. Творческа...
Соболева Галина
РБК
9:45
Власти определились с поддержкой дорожных строителей
Власти утвердили план изменения законов для поддержки дорожных подрядчиков.