Прежде участники рынка неоднократно предупреждали о риске банкротств из-за снижения рентабельности инфраструктурных проектов.
Вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил «дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства. РБК ознакомился с копией документа, его подлинность подтвердил представитель Национальной ассоциации инфраструктуры компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Автобан», «Трансстроймеханизацию» и др.), которая принимала участие в разработке положений. В аппарате вице-премьера Хуснуллина сообщили РБК, что план мероприятий был одобрен.
Реализация указанных в плане мер будет проходить в 2025–2026 годах, говорится в документе. Сами предложения затронут вопросы, связанные как с ценообразованием контрактов, так и с финансированием, исполнением, казначейским и банковским сопровождением соглашений в сфере строительства. Их разработкой НАИК занималась вместе с федеральными органами власти, сообщал ранее РБК ее представитель. «Отрасли необходимы эти решения, это вопрос выживания», — подчеркивал тогда он.
Что предлагается в «дорожной карте»
План мероприятий власти согласовали в середине августа. Всего в него вошло порядка 15 предложений.
- Для поддержки инфраструктурных подрядчиков, как следует из документа, планируется проработать вопрос о возможной компенсации затрат на оплату процентов за пользование займами, привлекаемыми для целей досрочного исполнения контракта. Кроме того, будет рассмотрена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета и банкам, которые выдали строителям кредиты по льготной ставке. Таким образом они смогут возместить недополученные доходы по подобным ссудам, говорится в плане мероприятий. Субсидии предлагается выдавать по договорам со сроком погашения не позднее трех месяцев после окончания действия контракта. Будет рассматриваться вариант и об осуществлении ежемесячных выплат уполномоченным банкам с момента принятия решения о предоставлении субсидии до окончания срока действия кредитного соглашения.
- В «дорожной карте» также предложено утвердить типовые условия контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на проведение строительного контроля. Там же говорится, что будет обсуждаться и возможность снижения размера обеспечения гарантийных обязательств по договору по мере их истечения на отдельные виды работ.
- Снизить нагрузку на компании, занимающиеся возведением дорог, поможет и обновление норм сметной прибыли. Этому будет способствовать и пересмотр порядка учета дополнительных затрат, возникающих в ходе строительства инфраструктурных объектов. Здесь предполагается учитывать расходы на устройство дорог вдоль трассы и на возведение титульных зданий и сооружений при строительстве магистралей с использованием передвижных асфальтобетонных заводов.
- Среди других решений — расчет актуальной заработной платы в соответствии с «реальными рыночными показателями оплаты труда», следует из документа. Ранее НАИК предлагала установить для отрасли актуальную нормативную зарплату для рабочих первого разряда. Она должна была учитываться при формировании цены госконтракта: расчете накладных расходов, сметной прибыли, заработных плат рабочих иных разрядов и итогового фонда оплаты труда. По оценке ассоциации, из-за отсутствия актуального норматива заработной платы общая недооценка себестоимости строительства достигает 19%, что увеличивает финансовую нагрузку на подрядные компании, которые вынуждены привлекать дорогие кредиты и доплачивать сотрудникам до рыночного уровня за счет собственной прибыли.
РБК направил запросы в пресс-службы Минстроя и Минтранса.
Что происходит со стройкой в России
Согласно данным Росстата, объем строительных работ в России в январе—июне 2025 года составил 7,3 трлн руб. (плюс 4,3% к аналогичному периоду 2024-го).
Аналитики Sherpa Group отмечали, что причиной для роста относительно прошлого года стали повышенные расходы в рамках нацпроектов и вложения региональных бюджетов в инфраструктуру. «В свою очередь, замедление во втором квартале 2025‑го связано с фактическим отсутствием роста отраслевой активности в мае и июне, на что могла повлиять ситуация в жилищном строительстве», — констатировали в компании.
Инфраструктурные расходы региональных бюджетов по итогам первого полугодия 2025 года составили 769,5 млрд руб., следует из подсчетов компании. Рост затрат на 18,5% год к году связан с увеличением финансирования национальных проектов и осуществляемыми в их рамках межбюджетными трансфертами.
Лидером по темпам роста региональных инфраструктурных расходов в первом полугодии 2025‑го стал Центральный федеральный округ (плюс 53,7%, до 357,7 млрд руб.). Наиболее сильное снижение наблюдалось на Дальнем Востоке (минус 27,5%, до 37,6 млрд руб.)
По итогам 2025 года объем строительных работ в российских регионах может вырасти на 3–4% в сопоставимых ценах, до 18,6–18,9 трлн руб., прогнозируют в Sherpa Group. Он будет существенно зависеть от динамики ключевой ставки во второй половине года и ситуации в жилищной отрасли, где наблюдается уменьшение количества и общей площади запускаемых проектов.