Общая сумма может достичь $1 трлн, если будут выполнены условия программы, что вновь ставит во главу угла вопрос о степени влияния Маска на стратегию автопроизводителя, в особенности на фоне его планов развивать направления роботакси и гуманоидной робототехники.
Для реализации схемы рыночная капитализация Tesla должна вырасти почти в восемь раз — примерно до $7,5 трлн в течение следующего десятилетия. В случае достижения всех целевых показателей Маск получит существенное увеличение голосующей доли сверх нынешних 13%, что обостряет дискуссии о преемственности и качестве корпоративного контроля.
Адам Сархан, глава нью-йоркской инвесткомпании 50 Park Investments, подчеркнул: «Выполнение 12 траншей предполагает компенсацию примерно в 10% от заданных темпов роста, и в этом нет ничего сверхъестественного. Но сама цифра в $1 трлн беспрецедентна, и именно она приковывает внимание рынков».
Дэн Коутсворт из AJ Bell отметил, что масштабный пакет, привязанный к показателям компании, может задать новый стандарт для вознаграждений топ-менеджеров. Однако на повестке остаются риски: судебная практика вокруг прежних выплат Маску (включая аннулирование пакета на $56 млрд) показывает, что акционеры и регуляторы будут особенно пристально следить за процедурой. «Если цели будут выполнены, это станет новой вехой в эволюции вознаграждений руководителей. Но провал обернётся критикой системы управления и вопросов справедливости».
Коутсворт добавил, что Tesla балансирует на грани: ещё недавно обсуждалось, не стал ли Маск фактором риска для компании из-за политических заявлений и отвлечённости, а теперь совет готов предложить ему практически любые условия, лишь бы закрепить его на посту.
Сюй Цзян, профессор бизнес-школы Фукуа при Университете Дьюка, сомневается в необходимости столь радикального пакета: «Да, Tesla нуждается в лидере, который мыслит масштабно и готов идти на риск. Но в этом она не уникальна. Компании из “Великолепной семёрки”, а также такие игроки, как OpenAI или Anthropic, действуют схожим образом. Разница между Tesla и традиционными индустриальными компаниями очевидна, но внутри сегмента технологических корпораций столь разительное отличие в схемах компенсации выглядит спорно».
Питер Андерсен, основатель Andersen Capital Management, называет подобный долгосрочный пакет необходимым для сохранения устойчивости компании, но указывает на двойственность реакции инвесторов: «Для одних это символ избыточности и иррациональности, для других — логичный инструмент мотивации основателя компании такого масштаба». При этом он подчеркнул, что важно понимать — уведёт ли это внимание Маска обратно к Tesla, учитывая его склонность отвлекаться на сторонние проекты.
Анн Липтон, профессор права Университета Колорадо, обращает внимание на корпоративно-правовой аспект: «Техас позволил Tesla внести поправку в устав, запрещающую подавать иски акционерам с долей менее 3%. Формально это исключает возможность судебных исков по поводу пакета. Но контролёр штата Нью-Йорк и город Нью-Йорк уже включили в бюллетень акционерное предложение об отмене этой поправки».
Арт Хоган, главный стратег B Riley Wealth, отмечает, что акционеры Tesla традиционно выступают скорее как фан-база Маска, а не как классическая инвесторская группа. «Любые шаги, которые ограничат его драйв и вовлечённость в развитие Tesla, будут восприняты ими как негатив». Он также напомнил, что споры о выплатах для Маска идут уже больше года, и окончательное решение позволит «снять этот вопрос с повестки».
Таким образом, предложение Tesla отражает сразу несколько тенденций: усиление роли харизматичных лидеров, поиск новых стандартов для вознаграждений CEO и растущие вызовы в области корпоративного управления. Если пакет будет утверждён, он может задать новую планку для американских компаний. Но он также станет тестом для самой Tesla — на способность совмещать амбиции Маска и интересы акционеров.