Автосоюз также попросил сделать обязательным изучение в обычной школе правил дорожного движения и санкций за их нарушения. Необходимость изменений НАС объяснил слабой подготовкой преподавателей в автошколах и ростом ДТП среди несовершеннолетних
Национальный автомобильный союз (НАС, общественное объединение компаний автоиндустрии, научных и экспертных организаций, авто- и мотоклубов) предложил правительству разрешить подготовку к теоретическим экзаменам и экзамену на вождение вне автошкол, в том числе у индивидуальных инструкторов. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на письмо НАС премьеру Михаилу Мишустину. НАС также считает возможным ввести обязательное изучение правил дорожного движения (ПДД) и наказаний за их нарушение в школе, в рамках курса «Основы безопасности и защиты Родины» (прежнее название — ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности).
В письме НАС отмечается слабая подготовка преподавателей автошкол и незаинтересованность их руководства в успехах обучающихся с целью получения водительских прав. Правительство запретило самостоятельную подготовку к экзаменам на получение водительских прав вне автошкол в 2013 году. Необходимость изучения ПДД в обычной школе НАС объяснил ростом числа дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
«Ведомости» направили запрос в правительство и МВД с просьбой прокомментировать инициативу автосоюза. Письмо поступило в правительство, но ознакомиться с ним пока не успели, сообщил собеседник газеты в Белом доме. По данным ГИБДД, в России на конец 2024 года было более 7500 автошкол, из которых 5900 готовят на категорию B (легковые автомобили). Лишь 14% учеников автошкол сдали экзамен «в городе» с первой попытки.
Российский рынок автошкол и частных инструкторов в 2024 году оценивался в 65 млрд рублей, рассказал гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, если подготовка к сдаче теории при экзамене на права станет самостоятельной, то выручка в автошколах снизится примерно на 10 млрд рублей (минус 2,5% от прогнозных 80 млрд рублей). Если разрешить обучение вождению с частными инструкторами, то потери для автошкол могут достигать около 15 млрд рублей (минус 18,75%), подсчитал Бурмистров. Выручка частных инструкторов вырастет примерно до 8 млрд рублей, оценил он.
Самоподготовка к теоретическому экзамену ведет к неграмотности, считает член общественного совета при МВД России Игорь Моржаретто. По его словам, в большинстве автошкол теории вождения учат удаленно: это за 10 лет привело к падению сдаваемости экзамена с первого раза с 90 до нынешних 40%. Индивидуального инструктора можно нанять в дополнение к предоставляемому в автошколе, добавил он. Моржаретто поддержал идею НАС об изучении ПДД в школе, отметив высокую аварийность и смертность среди велосипедистов и самокатчиков.
По словам создателя общественного проекта «Подслушано у ДПС», капитана полиции в отставке Валентина Ильинова, проблема не в том, что школьники не знают ПДД, а в том, что они их не соблюдают. Директор московской автошколы «Колесо» Дмитрий Болотников сообщил, что в его организации до 80% выпускников сдают теорию вождения с первого раза. Если исключить автошколу как инструмент контроля за процессом обучения, то вероятность взяток при сдаче экзаменов будет увеличиваться, добавил он.