Здесь есть чем восхищаться и что анализировать и антропологу, и бизнесмену, и культурологу. Как предприниматель Андрей Гнатюк создал парк «Веретьево» на площади 100 га неподалеку от Талдома — в фоторепортаже Forbes Life

Хаос и ирония

Первый объект на территории парка, который притягивает взгляд: две пузатые фигуры с бутылкой, покрытые краской серебрянкой, пародирующие «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной. Через 200 м — «Объект на высоте», концептуальное здание туалета архитектора Александра Бродского. И все это — отражение вкусов одного человека, бизнесмена Андрея Гнатюка, президента холдинга «Группа ИМА». Это его скульптурный портрет то ли в тоге, то ли в банном полотенце с постамента простирает руки навстречу приезжающим. В московских деловых кругах Веретьево славится с 2000-х годов как центр пионерских затей для взрослых. Гости Гнатюка с восторгом вспоминают, например, пейнтбольные «Пушкинские стрельбы» 2008 года, когда команда Пушкиных сражалась с командой Дантесов. 

Сегодня Веретьево принято называть арт-усадьбой. И она работает не только как частный загородный клуб с вертолетной площадкой и причалами для катеров, но и как общедоступный туристический объект: с билетами на вход, рестораном, баней, многочисленными гостевыми домиками, гостиничными номерами в перестроенных корпусах пионерлагеря. Генеральный директор парка Никита Астапов видит особенность Веретьева именно в том, что он способен охватить интересы посетителей разного возраста, с самыми разными вкусами и запросами в любой сезон. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка арт-усадьбы в 2024 году составила 198 млн рублей. 

В парке есть глэмпинги, виллы, пляжи и даже загс. Особенно популярна у посетителей экоферма — там гуляют пятнистые олени и муфлоны, куры, в вольере сидит лиса, по траве скачут кролики, козы. «Место очень особенное, и в него либо влюбляешься, либо отторжение, — пишут посетители на сайте Веретьева. — Огромный парк, в котором можно погулять в окружении оленей. Летом примерно в шесть вечера их выпускают из огромного загона на всю территорию». «Животные в зоопарке чистейшие. Ни даже намека на запах или прилипшую грязь. Территория ухожена и чиста», — восхищаются туристы с детьми. «Сказочный заповедник с оленями, маралами, дикими кабанами, которых можно покормить. Это необъяснимое чувство эйфории не только у детей, но и у взрослых». «Ребенку очень понравилось кормить оленей, уводили со слезами».

Художественно-­развлекательная жизнь в Веретьеве оставила множество артефактов в лесу, на болоте и на пруду: инсталляция «Прибытие трактора» Арсения Жиляева с закопанным в лесу трактором, буквенный арт-объект «Здесь гораздо лучше» Андрея Кузькина, цементная Аленушка у ручья, крокодил Гена с Чебурашкой, коровы, штрумфы и Штирлиц. Сегодня всю эту картину искусствовед Ирина Горлова определяет как «торжество эклектики и хаотичного освоения пространства». 

В любом случае зрителям эмоции обеспечены. «Ощущение, что волшебница отвернулась, когда создавала этот парк, пришел пьяный дворник и подсыпал странных объектов. Это не особо портит впечатление, но создает диссонанс», — пишут в отзывах в «Яндексе». «Уберите, пожалуйста, эти страшные статуи вдоль дороги и какие-то колонны. Очень устрашающее зрелище. Как на заброшенном кладбище. Я отводила глаза, чтобы не видеть это. Портит даже энергетику всей территории. А упаси ночью увидеть», — продолжает другая посетительница. 

Рай после катастрофы

В 2018 году владелец Веретьева сделал выбор в пользу совсем другого искусства, предложив архитектору и художнику Александру Бродскому оформить нетронутую заболоченную часть парка. В 2019-м в долине Большого ручья, что впадает в реку Дубну, появились первые тропинки. В 2021 году из старых досок построили первые объекты. Так возникло постоянно действующее пространство «Тропа Александра Бродского», архитектора, который, по словам критика Григория Ревзина, как никто другой способен сделать так, чтобы в будущем, в истории, наше время выглядело относительно привлекательно. 

Бродский, начинавший в бумажной архитектуре, известен своими сильными нестандартными образами, которые медицински точно фиксируют время. В 1997 году он создал выставочный проект Futurofobia из материальных фрагментов советской цивилизации. В 2002 году построил в бухте Радости на Пироговском водохранилище здание ресторана, с уклоном на 95 градусов, который критики сравнивали то с разбитым бомбардировкой объектом Ле Корбюзье, то со сваями, оставшимися от Ноева ковчега. В 2017 году показал инсталляцию «Красная дорожка»: бесконечная (за счет отражений в зеркалах) советская ковровая лента, по обеим сторонам шевелятся белые занавеси, прикрывающие пустые кабинки-палаты, и перед каждой аккуратно расставлены тапочки. В общем, от инсталляций Бродского, как замечает искусствовед Петр Фаворов, «к горлу всегда подкатывал ком, как будто тебе напоминали о чем-то давнем, прекрасном, но безвозвратно ушедшем». 

Парк Бродского в арт-усадьбе Веретьево выглядит так, словно режиссер шоу в «Мулен Руж» проснулся после рабочей ночи и пошел снимать «Солярис». Хотя художественные критики считают, что заказ, который владелец парка Андрей Гнатюк сделал архитектору Александру Бродскому, — в логике развития усадьбы. «Между этими двумя по-настоящему значительными явлениями культуры есть нечто общее, а именно бережное, почти благоговейное отношение к природе, — говорит арт-директор парка «Веретьево» Ирина Горлова. — Речь идет не только о деревьях и водоемах, но и обо всем, созданном руками художников. Можно сказать, что Веретьево пронизано насквозь «романтикой руин».

«Парк Бродского — парк про то, как сбежать из пионерлагеря, — уверен Григорий Ревзин. — Там масса мест, где можно спрятаться, и все они будто сделаны руками безобразящих пионеров из материалов, позаимствованных на участках раздраженных дачников».

Два Бродских

Директор парка Никита Астапов рассказывает — архитектор Бродский действительно предпочитает использовать для своих объектов старые материалы: «Если кто-то из соседей в деревне разбирает старый дом или забор, мы выкупаем». 

При всей внешней «русской бедности» объекты Бродского поражают пуристской чистотой и концептуальным подходом. Два километра деревянных дорожек, которые в прямом смысле слова зависают над землей: доски лежат на стальных сваях, вбитых в землю. Ощущение полета над землей, почти фаустовское, усиливается ночью, когда под деревянными настилами загорается свет. Он освещает папоротники, лопухи вокруг. По шороху в световом пятне можно увидеть, как твой путь пересекается с ежиной тропой или звук шагов привел в смятение лесную мышь. 

Часть тропинок Бродского выводит к объектам (их уже четыре десятка), есть даже свой прямой Проспект, а часть — блуждает вдоль ручья и по лесу и заводит в тупики. Архитектор строит без генерального плана. Точнее, планы меняются. Неизменным остается главное — ощущение убежища. Почти в каждом объекте, будь то Мост, Приют одинокого старца или Обсерватория, есть стул, плед и печка-­буржуйка. Ну и, конечно, книги. 

Именно парк Бродского, судя по отзывам посетителей в интернете, был принят широкой публикой. «Медитативная тропа в дикой роще с местами для чтения. Советую надевать штаны и удобную обувь — тропа Бродского действительно дикая, есть крапива», — пишет посетительница. «Концепция прогулки по тропе среди болота и зарослей, кажется, весьма аутентична. Поразил туалет на горе с панорамным видом на тропу. Это было очень забавно», — восхищается другой экскурсант. «На тропе Бродского погулять было весело и прикольно, но скучновато. А вот были бы к деревцам прикреплены какие-нибудь стихи поэта или крылатые фразы. Для атмосферности», — советовала туристка в октябре 2022 года. 

Совет был услышан. В мае 2025 года в Веретьеве торжественно открыли новые тропы и четыре объекта, которые архитектор Александр Бродский создал к 85-летнему юбилею поэта Иосифа Бродского. А Юлия Сенина, куратор частного мемориального музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в Санкт-Петербурге, разыскала издания поэта разных лет и наполнила ими все пространства на тропе Бродского. 

Соболева Галина
Автор: Яна Жиляева
Последние публикации автора


Редакция портала: i@tala.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная «Потолкуем?»
21.11.2025
Русский язык, который ушёл в горы
Россия как сеть языковых миров, где Урал показан как отдельная языковая вселенная, влияюща...
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная "Потолкуем?"
19.11.2025
Тест на языковое чутьё который показывает насколько тонко вы чувствуете язык
Редкие региональные слова как способ прокачивать наблюдательность и внимание к языку
Соболева Галина
Арпине Асатрян
03.10.2025
В «Яндекс Go» появились панорамы улиц для упрощения поиска места остановки такси
В приложении «Яндекс Go» появились панорамы улиц — с ними проще найти место, где будет жда...
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная "Потолкуем?"
16:17
Как диалекты прокачивают мозг
Почему работа с диалектами развивает мозг сильнее, чем механическое выполнение упражнений ...
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная «Потолкуем?»
26.11.2025
Что отличает мудрого собеседника от обычного болтуна
Почему большинство людей звучат «болтливо», а не «мудро», и как это связано с культурой ре...
Соболева Галина
Анна Ковалева
19.09.2025
Ответственность и любопытство: какие качества руководители ценят в своих сотрудниках
Принято считать, что профессиональное развитие сотрудника, особенно молодого, во многом за...
Соболева Галина
Олег Шибанов
17.09.2025
Упрямое равновесие: почему не появляются новые резервные валюты
Интернационализация валюты — сложная и требующая времени задача.
Баженов Дмитрий
Тогаку Самура
15.11.2025
Кукла Дарума и Тогаку: мотивирующие японские талисманы
Узнайте о японских талисманах Дарума и Тогаку — символах удачи и мотивации. В статье расск...
Соболева Галина
Мария Перевощикова
03.10.2025
Бизнес предложил властям вариант регулирования квазиналоговых платежей
Торгово-промышленная палата предложила вариант для регулирования так называемых квазиналог...
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная "Потолкуем?"
17.11.2025
Переговоры без воды — как звучать весомее
Рабочая система краткой речи для переговоров с примерами, упражнениями, ловушками и провер...