1. Введение
Известно, что существуют нормы развития. Во сколько месяцев ребёнок должен начать говорить, ходить, есть кашу ложкой и т. д. Каждый человек должен развиваться в соответствии с нормами. Родители должны следить за своими детьми, способствовать их развитию.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 15.10.2025) "Об Образовании в Российской Федерации", статья 44, пункт 1: "Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка"
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что увеличивается число детей с нарушениями развития. Большинство подобных нарушений можно значительно компенсировать при своевременном начале работы, то есть с раннего возраста.

2. Что такое "ранний возраст"? Почему он так важен?
К раннему возрасту относят период с 1-го года до 3-х лет.
Дети раннего возраста активно развиваются.
Особенностью данного возрастного периода является пластичность нервной системы. Это значит, что ребёнок наиболее готов к усвоению новой информации, соответствующей его возрасту, легко может усвоить её.
3. Питание
3.1. Питание на этапе младенчества
Грудное вскармливание играет значимую роль в развитии ребёнка.
Грудное молоко содержит вещества, важные для гармоничного развития систем органов.
Грудное вскармливание является компонентом профилактики инфекционных заболеваний.
Развитие ротовой полости и органов артикуляции также происходит во время грудного вскармливания. (Язык — мышца, занимающая почти весь объем ротовой полости, формирование правильного положения языка, прикуса, развитие мышц губ. Дети, которые были на естественном кормлении, реже сталкиваются с недостаточной артикуляцией звуков раннего онтогенеза: губных и заднеязычных звуков).
Следовательно, грудное вскармливание наиболее значимо для маленького ребёнка. Оно формирует и укрепляет иммунитет, развивает органы артикуляции, формирует базу для правильных речевых движений, создает основу для чёткой речи.

3.2. Питание в раннем возрасте
Ребёнок раннего возраста должен хорошо питаться. В рацион необходимо включать пищу, насыщенную витаминами и микроэлементами. От правильного питания зависит формирование организма, снабжение органов веществами и соответственно их правильное функционирование и в целом гармоничное развитие ребёнка.
4. Сон
Для формирующейся нервной системы помимо правильного и достаточного питания необходим сон. Во сне происходит обновление в нервной системе. Сон должен быть спокойным и соответствовать возрастным нормам продолжительности сна.
Перед сном желательно прогуляться, проверить комнату. Не стоит эмоционально перевозбуждать ребёнка, смотреть мультфильмы. Например, провести время перед сном за чтением книги.
5. Физическая активность
Двигательная активность способствует развитию опорно-двигательного аппарата (костей, мышц и т. д.) ребёнка, положительно отражается на обмене веществ, развивает выносливость и координацию.
Движение способствует усилению кровотока в органах, что улучшает обменные процессы, в том числе положительно влияет на нервную систему.

6. Речевое развитие
Побуждайте ребёнка к речевой активности с первых дней жизни. Сначала стимулируйте у него гукание и гуление. Пусть ребёнок прислушивается к ласковой речи, смотрит на Ваше лицо и старается подражать.
Детям раннего возраста весьма важно иметь эмоциональное общение со взрослыми.
На первом году жизни допустимы упрощенные слова. Например, кошка – кика.
У каждого предмета должно быть название, и ребенок должен знать его. Не стоит ребенку покупать много игрушек, т. к. «информационная зашумленность» может препятствовать пополнению словаря.
Ребёнок к трём годам должен овладеть хорошей фразовой речью, составлять небольшие рассказы.
7. Познавательное развитие
На прогулках рассматривайте с ребенком природные явления, животных.
Читайте ребенку книги. Рассматривайте с ребёнком картинки. Это сформирует у ребенка внимание и память, а также сформирует положительное отношение к книгам.
Рассказывайте ребёнку о незнакомых предметах. Научите, что у всего есть название. Побуждайте ребёнка задавать вопросы и отвечайте на них.
8. Заключение
Весьма важным периодом в жизни человека является ранний возраст.
Ребёнок в любом возрасте должен гармонично развиваться. Ему следует хорошо питаться, спать, иметь распорядок дня. Родителям следует позаботиться о физическом и интеллектуальном развитии детей, в случае задержки развития своевременно обращаться к специалистам. Однако не следует стремиться к тому, чтобы ребёнок обгонял сверстников: раньше начинал читать, писать. Всему своё время.
9. Список литературы
- 1. Педиатрия : учебник для мед. вузов / под ред. Н. П. Шабалова, В. Г. Арсентьева. СПБ, 2024. 943 c.
10. Дополнительная литература (в источниках указаны сроки нормального развития детей)
- Бадалян Л. О. Невропатология.
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.
- Филатова И. А., Обухова Н. В. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области.


