Известный факт, что успех любых военных действий определяет уровень осведомлённости о действиях врага. Разветвлённая сеть агентов приносит информацию, которую центр агрегирует в уже понятные решения. Ну и дальше уже рождается план действий. А как эта система работает в “мирном” существовании различных компаний? Попробуем провести параллель и проанализировать на что необходимо руководителю обращать внимание.

На сегодня не существует ниш, где уровень конкуренции был бы низкий. Каждая отрасль перегрета предложениями, а уровень спроса штормит, как инвестиционный рынок после очередного поста Трампа в социальных сетях. Действующий собственник бизнеса или руководитель находится в постоянном временном цейтноте и ограниченности ресурсов: есть деньги, нет людей; есть люди, нет заказов; есть заказы, есть люди — нет комплектующих. Ну и ещё Трамп со своими публикациями….

Смотреть на конкурентов, быть развёрнутым на рынок не хватает не сил, не времени. Объективно, хороший конкурентный анализ директору кто‑то должен принести. Кто‑то должен проделать эту разведывательную работу и дать информацию. Можно не собирать данные по конкурентам, а постоянно удивлять всех своими спонтанными действиями, но у такой статегии есть свои издержки .

Объёмный анализ конкурентов включает несколько частей. В самом начале изучения берутся открытые источники. К ним относятся:

  • отзывы на сайтах-агрегаторах
  • корпоративный сайт и социальные сети
  • финансовая отчётность
  • данные с сайтов найма
  • объёмы тендерных закупок
  • объём открытых судебных разбирательств и роли в них

Остановлюсь на финансовой отчётности. Данные из открытых источников, таких как Контур. Фокус или проверка контрагента от “ТБанка” позволяют оценить объёмы продаж и хотя бы примерно предположить какую долю рынка занимает конкурент. Сравнить с вашими месячными показателями. Эти знания можно использовать как вектор развития уровня продаж (увеличение с целью догнать и перегнать).

После анализа данных из открытых источников можно предпринять самую интересную часть конкурентного анализа: тайная закупка. Суть метода заключается в покупке у конкурента продукта или услуги, не раскрывая, что вы его конкурент. Цель: проделать путь клиента до покупки и оценить как работают коллеги на каждом этапе. Что дают эти данные?

  • скорость работы с заявками
  • принцип обработки заявки
  • как обрабатывают заявки?
  • какой уровень сервиса?
  • есть ли какие-то бонусы и предложения от персонала?
  • ценовой уровень
  • процесс заключения сделки
  • качество товаров и услуг
  • объём товаров и услуг
  • есть ли система дополнительных продаж, увеличение среднего чека
  • просят ли обратную связь после покупки?
  • есть ли гарантия?
  • общее впечатление от коммуникации
  • общая атмосфера и впечатление от персонала

Вообще список можно продолжать долго, многое будет зависеть от специфики бизнеса. Перед стартом “тайной закупки” нужно составить чек‑лист из критериев, которые вас интересуют и отмечать чётко по нему все свои наблюдения.

#изпрактики

  1. В процессе “тайной закупки” мы для клиента составили статистику по скорости выставления КП: из 20-ти компаний только 5 предоставили КП в течение дня (ниша: проектирование инженерных коммуникаций вB2B) и только 1 компания после отправления КП предпринимала попытки дожать клиента до покупки. Остальные никогда больше не поинтересовались судьбой их КП. Соответственно усиление сервиса и подключение ловца лидов по конкурентным сайтам обеспечило рост заключённых договоровх2.
  2. В процессе “тайной закупки” в нише общественного питания клиент выявил, что может спокойно увеличить цены на 10% и заработать больше.

После анализа полученных данных можно приступить к структурированию целей и задач, исходя из сильных / слабых сторон нашей компании. Бизнес-моделей, которые помогают в этой работе много, но в практике прижился именно SWOT-анализ. Он достаточно простой для составления и понимания.

Структура управленческой рутины в условиях полной неопределённости крайне необходима. Она помогает настроить компас развития и не потеряться в море бушующих страстей. Конкурентный анализ является хорошим подспорьем для формирования видения дальнейшего развития. Сложно работать всем, но легче всегда тем кто владеет информацией. Анализ можно проводить самостоятельно по структуре, которую я описала в этой статье, а можно обратиться к специалистам 

Выбор всегда за вами. Но помните, что информация, которая получена вовремя определяет успех  стратегических действий;)

Технологии:

  1. Контур. Фокус / Проверка контрагента “Тбанк”
  2. Анализ клиентской базы внутри “Битрикс24”
  3. Анализ сайта “Be1”

Методики “Маркетинг знаний”:

  1. Аудит предприятия
  2. Конкурентный анализ
  3. Анализ рынка
  4. Исследование целевой аудитории
  5. Разработка стратегии развития
Полисадова Елена
Автор: Полисадова Елена
Последние публикации автора


Редакция портала: i@tala.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная "Потолкуем?"
18.11.2025
Как диалекты прокачивают мозг
Почему работа с диалектами развивает мозг сильнее, чем механическое выполнение упражнений ...
Соболева Галина
Анастасия Виноградова
18.11.2025
Как кризис меняет цифровые привычки специалистов и их подписки
Сервис по оплате зарубежных подписок в рублях GetPayAll провел исследование о том, как мен...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
18.08.2025
Ozon впервые вышел в чистую прибыль
Рост Ozon свидетельствует об успешной трансформации бизнес-модели компании.
Соболева Галина
Дарья Коржова
17.09.2025
OpenAI анонсировала запуск ChatGPT с родительским контролем для подростков
В конце сентября OpenAI запустит специальную версию ChatGPT с родительским контролем для п...
Соболева Галина
Дарья Коржова
17.09.2025
OpenAI анонсировала запуск ChatGPT с родительским контролем для подростков
В конце сентября OpenAI запустит специальную версию ChatGPT с родительским контролем для п...
Вселенная "Потолкуем?"
Вселенная «Потолкуем?»
17:43
Откуда у южан такая живая речь
Как южный характер проявляется в речи, интонациях, жестах и внутреннем монологе, и что из ...
Соболева Галина
Марина Велданова, Елена Рососская
11:46
Карьера вне возраста: что даст работодателям долголетие сотрудников
ООН прогнозирует, что с 2020 по 2050 год в мире более чем удвоится число людей старше 60 л...
MoreLogin
MoreLogin
20.10.2025
Заработок на TikTok через арбитраж трафика: что нужно знать новичку
В нашей статье разберем более подробно, что такое арбитраж трафика ТикТок и с чего начать.
Соболева Галина
Бахтина Юлия, Финансовый университет при Правительстве РФ
15.08.2025
Эффект недели: Эффект Рингельмана (социальная леность)
Каждую неделю на канале «Командология» разбираем ключевые эффекты в управлении командами и...
Соболева Галина
Евгения Белкова
16.09.2025
Китайские компании за полгода вложили в рекламу на «Яндексе» более 3 млрд рублей
Число китайских рекламодателей на «Яндексе» за первую половину 2025 года выросло на 45%, о...